Старейшим музеем Москвы является Государственная Оружейная палата в Кремле - сокровищница уникальных произведений декоративно-прикладного искусства и материальной культуры.
"Оружейная палата кажется настоящей пещерой Алладина... Она производит ошеломляющее и волшебное впечатление и делает вполне ясным, что древнерусские мастера ни в коей степени не уступали лучшим мастерам Востока и Запада," - так писал один из английских журналов.
Оружейная палата ведет свое начало из далекой старины. Предки наши очень любили оружие и особенно дорожили "праотеческим" оружием, то есть перешедшим к ним от их предков. В 1511 г. великий князь Василий III учреждает особую оружничью палату, во главе которой ставится особое лицо - оружничий боярин. В палате этой изготовлялось и боевое, и парадное оружие, для производства которого приходилось прибегать к мастерам - художникам разных отраслей. Благодаря этому оружничья палата разрослась в сложный Оружейный приказ, в который входили Оружейная, Постельная, Золотая, Серебряная палаты. Но общее заведование всеми работами лежало на Оружейном приказе. А так как он помещался тоже в особой палате, то его и стали называть Оружейной палатой. Так получилась при великокняжеском дворе единственная в своем роде академия художеств, обслуживающая царские нужды. Расцвет кремлевской сокровищницы начался во второй половине XV века, когда в неё поступило много золотой и серебряной посуды из присоединенного Новгорода, присылались подарки от патриарха и именитых купцов и имущество опальных бояр. С установлением дипломатических отношений со странами Востока и Запада начинается приток посольских даров.
Долгое время специального здания для хранения ценностей не было. Вещи портились от сырости и постоянных перемещений, страдали от частых пожаров. Александр I приказал отстроить для Оружейной палаты специальное здание на месте бывшего двора Бориса Годунова, и в 1806-1812 г.г. это здание построили. Но в 1812 г. палату увозили в Нижний Новгород, спасая от Наполеона, и вновь потеряли много ценного. И лишь в 1851 г. по распоряжению императора Николая I и по проекту архитектора К. А. Тона было построено новое здание Оружейной палаты у Боровицких ворот Кремля, в котором её коллекции размещаются до настоящего времени.
Фасад здания богато украшен белокаменными резными колоннами и оконными наличниками в стиле русской архитектуры XVII века. Внутри здание имеет два этажа. Стены двух залов украшены великолепными мраморными барельефами русских князей и царей работы замечательного скульптора XVIII века Ф.И. Шубина.
Давайте совершим экскурсию по Оружейной палате.
Вот мы в зале, где выставлена коллекция древнего оружия, брони, щиты, шлемы.

Сабля и колчан царя Алексея Михайловича. Парадная сабля была подарена царю константинопольским купцом Иваном Булгаковым в 1656 г. Украшения колчана типичны для восточного искусства XVII века. Мастерски выполненный сложный чеканный узор, вв который введены драгоценные камни, дополняет богатое декоративное убранство.
Парадная сабля выполнена в 1829 г. замечательным мастером из Златоуста Иваном Бушуевым в память о славной победе русских войск в русско-турецкой войне 1823-1829 гг. На клинке сабли изображены осада, штурм и взятие укрепленной турецкой крепости Варны, выполненные в технике травления по золоченому фону.
Древнерусские доспехи, XVII в. После появления огнестрельного оружия кольчуги, байданы и другие доспехи выходят из употребления и становятся парадными. С этого времени Оружейная палата - крупнейший центр по производству парадного оружия и брони. Русские мастера - оружейники полировали металлическую поверхность доспехов и украшали изящным узором.
Шлемом иранской работы является шапка ерихонская царя Михаила Федоровича, изготовленная из булатной стали.Золотое подвершие покрыто цветной эмалью и алмазами. У его основания в трех продолговатых клеймах наведена золотом арабская надпись - изречение из корана. По нижнему краю шлема полоса из золотых гнезд с драгоценными камнями - рубинами, изумрудами и алмазами. К шлему прикреплены два науша, богато украшенные золотой насечкой, драгоценными камнями и жемчугом. Это работа мастеров Оружейной палаты 1621г. Работы мастера Никиты Давыдова в технике наводки золотом не уступали первоклассным восточным мастерам.
Русское огнестрельное оружие XVII в. отличается изысканностью декора и мастерством исполнения. Мастера - оружейники тщательно продумывали и прорабатывали каждую деталь. Замки часто напоминали по форме фантастических животных или обитателей морских глубин, а приклады украшались инкрустацией из перламутра.

Идем дальше. Перед нами ценнейшее собрание русских золотых и серебряных изделий XII-XVII веков. Здесь можно видеть самые разнообразные предметы дворцового и церковного обихода: золотые и серебряные чаши, ковши, стаканы, блюда, потиры - церковные чаши для причастия, кресты, евангелия, иконы в роскошных окладах.

Золотое кадило - вклад Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля в 1598 г. Кадило по форме напоминает архитектуру московских одноглавых церквей XVI в. В нижней части легкими черневыми штрихами изображены 12 апостолов.
Евангелие напрестольное в золотом окладе - подарок Ивана Грозного в Благовещенский собор Московского Кремля. Это одно из лучших произведений русского декоративно - прикладного искусства XVI в. Здесь использованы все виды техники обработки металлов, применяемые тогда златокузнецами. Особенно хороша эмаль во всем многообразии оттенков - от васильковых до бледно-голубых.
Золотой потир ( церковная чаша для причастий) - вклад Ирины Годуновой в Архангельский собор в 1598 г. - был выполнен в то время, когда техника черни в русском золотом и серебряном деле достигла совершенства.
В коллекции широко представлены братины - заздравные чаши. Во время пира наполненная медом или пивом братина передавалась из одних рук в другие, как бы объединяя этим всех сидящих за столом в одну семью, превращая их в друзей и братьев. Отсюда и пошло название братина. Братины употреблялись только на Руси.

Вот перед нами драгоценные бармы - ожерелье, которое надевалось поверх богатых одежд и было знаком великокняжеской власти.

Бармы состоят из круглых медальонов, украшенных сканью (это туго скрученные золотые и серебряные нити), жемчугом и самоцветами. На трех их них изображения святых: Варвары, Богоматери и Ирины, выполненные в технике перегородчатой эмали (это, когда на металлической поверхности тонкой иглой наносился рисунок, по контурам которого напаивались перегородки из узких ленточек золота, а образовавшиеся между ними ячейки заполнялись разноцветной стекловидной массой - эмалью или финифтью).
Сольвычегодск XVII века - один из крупнейших центров по производству расписных эмалей. Эмалевые узоры можно видеть на многочисленных чашах, стаканах, а также предметах церковного культа. Излюбленным мотивом орнамента были крупные яркие тюльпаны на длинных стеблях, нежно-желтые, белые и красные ирисы, ромашки, подсолнухи.

В зале древних государственных регалий представлены царские троны, венцы, скипетры, державы, посохи и другие вещи, употреблявшиеся в пышном дворцовом церемониале.
Одной из них является шапка Мономаха - самый древний венец русских царей.Первым венчался на царство этим венцом в 1498 г. внук Ивана III Дмитрий, а последнее венчание было совершено в 1682 г. , когда на трон всходили два брата Иван Алексеевич и Петр I. "Мономаховым венцом" шапка стала называться только с XVI века. Появление шапки Мономаха в России связано с легендой о присылке царских регалий от византийского императора Константина Мономаха своему внуку киевскому князю Владимиру Мономаху, что отражало идею о преемственности власти московских князей от князя киевского, а через них от Византийского императора. Тулья шапки состоит из 8 золотых конических пластин, завершающихся полушарием с четырехконечным крестом. По боковым краям пластинок узор образует бордюры, напоминающие желобки с извивами ленточек. Изумительно красивые, прозрачные, как кружево, узоры напаяны на гладкое золотое поле - это скань. Драгоценные камни дополняют украшения. Первоначально низ шапки имел жемчужные подвески, а затем оторочку из соболя. Вес шапки - 698 гр. В 1721 г. Россия была провозглашена империей, т.к. стала великой европейской державой, обряд венчания на царство был заменен обрядом коронации. Изменились и формы регалий. Вместо шапки Мономаха стали употреблять короны, которые хранятся в Оружейной палате.
Огромный исторический интерес представляет собрание одежд XVI - XIX веков. Платья царя и его свиты приводили в изумление иностранных послов, они были покрыты драгоценными камнями, изумительными пуговицами, которые иногда были дороже самого платья: "... цена- то шубе три тысяч, а пуговки в семь тысячей." Одним из излюбленных украшений одежды высших классов были кружева, плетеные сначала из золотых и серебряных нитей, а позднее из ниток. Иногда кружево украшалось жемчугом, перьями, пухом, шелком, мишурой.

Вот перед вами платье Екатерины II, выполненное из серебряного глазета. Тонкое изящное кружево и шитые накладные орлы подчеркивают его парадный характер.

Замечательные русские золотошвеи работали в царицыной мастерской палате Московского Кремля и достигли совершенства в украшении привозных тканей.

Излюбленным украшением русских мастериц был жемчуг. наивысшего расцвета шитье жемчугом достигло в XVII в. Здесь представлено церковное облачение : фелонь из золотного турецкого атласа, епитрахиль, украшенная орнаментом из золота, жемчуга и драгоценных камней и оплечье фелони, выполненное в виде изящных растительных побегов, эффектно сочетающихся с крупными изумрудами и алмазами.
Сакос ( церковная одежда патриарха, митрополита) из шелковой камки с золотом, перегородчатой эмалью, жемчужными узорами и фелонь из золотой парчи французского производства, на оплечье - шитье жемчугом по вишневому бархату. Оригинально построен жемчужный узор из стилизованных цветов и растительных элементов, в нем умело сочетается жемчуг разных размеров. XVII-XVIII вв.

В Оружейной палате имеется редкая коллекция предметов парадного конского убранства, так называемая конюшенная казна, которая служила для оформления царских выездов, посольских встреч и т.д. Таким процессиям придавалось огромное политическое значение. Они должны были демонстрировать перед иноземцами блеск царского двора и богатство русского государства, а также внушать народу трепет перед царской властью. Поэтому конский наряд был произведением искусства.

Парадное убранство коня. XVI -XVII вв. Убор состоит из попоны, искусно украшенной жемчугом, седла с рельефным золотым узором, подшейной кисти из тончайших шелковых нитей с жемчугом, золотой узды, стремян, украшенных эмалью и драгоценными камнями, цепи, издававшей при передвижении мелодичный звук.

А какие здесь экспонируются образцы экипажей!

Вот летний и зимний детские возки Петра I. В возки впрягались пони. Летний возок имеет поворотный круг, в окна вставлена слюда. Кожа, которой обтянуты возки, украшена золотым узором из фантастических птиц, человеческих фигур и стилизованных деревьев.

А вот великолепная летняя коляска Екатерины II типа гондолы - двухместная, в виде ладьи с крышей и откидным фартуком.Кузов ее украшен гирляндами цветов, листьями,знаменами, козлы поддерживаются орлами с распростертыми крыльями. На задке фигуры всадников, поражающих копьем дракона, между ними большая раковина, образующая запятки. Под раковиной голова Посейдона с веслом и головы дельфинов. Золоченая лавровая ветвь, обрамляющая крышу гондолы, кажется отлитой из металла. По кузову, на золоченом фоне - живопись школы художника Буше. На спинке кузова в овале изображен Аполлон среди муз, ниже императорский герб, цепь ордена Андрея Первозванного, трофеи; на правой стенке - Фортуна на коленях у сидящей женщины, на левой стенке - Амфитрита со свитой, плывущая по морю, а также летающие амуры. Крыша, намет, ремни, внутренняя обивка кареты из зеленого бархата, с галуном, бахромой и кистями.