Есть в Москве музей, известный каждому любителю прекрасного. Это Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ул. Волхонка 12). В 1998 г. этому крупнейшему музею зарубежного искусства исполняется 100 лет. Давайте вспомним его историю.
В 20-х годах ХIХ века в кружке княгини Зинаиды Александровны Волконской зародилась мысль об устройстве "эстетического музея" при московском университете. Задуманный ею музей предполагалось посвятить античной скульптуре. Эта идея тогда не могла осуществиться из-за отсутствия средств, но в 40-х годах она была приведена в исполнение московскими профессорами и меценатами в виде Кабинета Изящных Искусств. Руководил им заведующий кафедрой теории и истории изящных искусств профессор Иван Владимирович Цветаев (1847-1913) - сын бедного священника, отец будущей известной поэтессы Марины Цветаевой. Именно по инициативе И.В. Цветаева Кабинет Изящных Искусств был превращен в Музей слепков при университете, так как в первоначальную коллекцию музея входили слепки с выдающихся произведений европейской культуры. Затем Цветаев выступил инициатором сбора частных пожертвований на приобретение коллекций и строительство здания музея. Пожертвования поступали в виде коллекции оригиналов и слепков, в виде фондов на устройство отдельных зал. После того, как городская дума пожертвовала большой участок земли, стало возможным приступить к постройке здания музея. 17 августа 1898 г. императрская семья приехала на Колымажный двор, и император заложил монетку под камень в основание музея. С 1898 по 1912 год здание музея строилось по проекту архитектора Клейна Романа Ивановича (1858-1924). За проект музея Клейну было присвоено звание академика. В 1912 г. музей открылся, и назывался он до 1917 г. Музеем изящных искусств императра Александра III (по завещанию первой крупной жертвовательницы В.А.Алексеевой). На открытие музея пожаловал тогда сам государь. Вот что писала Марина Цветаева: "Государь на фоне белого видения музея прибыл без наследника и без государыни. За ним

 - Сонм белых девочек...
Раз...Две...четыре...
   Сонм белых девочек.
Да нет - в эфире
   Сонм белых бабочек?
Прелестный сонм
   великих маленьких княжон..."

В первоначальную коллекцию музея входили слепки, уникальное собрание памятников искусства древнего Египта, подлинники картин мастеров голландской, французской, итальянской школ, ценное собрание античных ваз и монет. После октябрьской революции собрание музея расширилось за счет призведений, поступивших из бывшего Румянцевского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, из ряда других музеев и частных собраний. Значительно обогатили коллекцию музея материалы археологических раскопок античных городов Северного Причерноморья.
Наиболее значительным разделом музея по праву считается его картинная галерея, вклю-чающая свыше трех тысяч произведений. В картинной галерее выделяются ценные картины Рембрандта, Рубенса, полотна Ботичелли и Кранаха, Шардена, Коро, Курбе. Музей обладает одним из лучших в мире собраний произведений французских импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар) и постимпрессионистов (Ван Гог, Гоген, Сезанн, Матисс, Пикассо).
Давайте совершим экскурсию по музею. С главного входа мы попадае в сени, отделанные в египетском стиле, с колоннами, верхняя часть которых сделана в виде чашечек папируса. Потолок покрыт орнаментами из гробниц Нового Царства; в середине его - изображение ладьи бога Амона. Прямо против входа роскошная лестница, вестибюль, облицованные красным уральским полированным мрамором с двумя рядами колонн из того же мрамора. Искусство Египта представлено наиболее полно и в основном подлинниками. Далее идут залы, где представлено искусство Ассирии, Вавилона, Древней Греции и Рима, эпохи раннего христианства, средних веков, эпохи Возрождения. Коллекции состоят почти исключительно из гипсовых слепков произведений скульптуры, архитектурных деталей. Для большей точности воспроизведения оригиналов некоторая часть слепков тонирована под цвет материалов подлинника. В отделе гравюры и рисунка - богатое собрание произведений графики. Особняком стят пожертвованные разными лицами разрозненные группы подлинников из разных эпох и стран, не вошедшие в систематические коллекции: коптские древности христианской эпохи (из коллекции В.С.Голенищева), итальянская иконопись 14-16 веков (дар М.С.Щекина), французская бронза XVIII - нач.XIX века. При музее есть библиотека, в которой имеются все основные издания по вопросам истории искусства на всех европейских языках и значительное число фотографий.
Популярность завоевали регулярно проводимые музеем выставки зарубежного искусства: полотна Дрезденской картинной галереи, картины из нью-йоркского музея Метрополитен, картины американского искусства XIX - XX веков. Мне довелось побывать в музее, когда из Лувра привезли самую дорогую женщину мира - Мону Лизу Леонардо да Винчи. Помню, как 6 часов я отстояла в очереди, чтобы затем медленно пройти, не останавливаясь, мимо этой дамы с загадочной улыбкой, дамы, находящейся в витрине из особого стекла и охраняемой военными с автоматами. И такое колоссальное впечатление осталось от этой картины (спасибо музею!), что она до сих пор в моей памяти во всех деталях.
В течение многих месяцев праздновалось 100-летие музея. Полгода в музее проводился музыкально - литературный фестиваль "Встречи на Волхонке", где на фоне произведений искусства выступали певцы, музыканты, актеры. В шести залах отдела личных коллекций выставлялись 100 рисунков австрийских мастеров XVI - XX вв. из Вены. Возле музея были высажены рябины - любимые деревья Марины Цветаевой, дочери основателя музея В.И.Цветаева. В Большом театре был дан концерт в честь столетия музея. Столетие Музея изобразительных искусств им.А.С Пушкина - это праздник не только самого музея, но и всех, кто любит искусство.