Декоративно-прикладное искусство Таджикистана.

Таджикистан - древняя и волнующая земля. Здесь можно одновременно увидеть горы, подпирающие синее небо, альпийские луга с травами и цветами выше головы, безводные охровые пески, раскаленные солнцем, многоцветные, играющие красками озера, сады с деревьями, полными ярких плодов. Зеленые поляны с коврами огненных маков. Здесь много глины, поделочного камня, драгоценных металлов, тутовых деревьев, хлопка, богатых шерстью животных. С древнейших времен люди занимались керамикой, искусством резьбы по камню и дереву, выделкой хлопчатых тканей и умопомрачительных шелков, вышиванием, ювелирным делом, войлочными коврами. Археологи однозначно доказали это.
В наши дни на таджикской земле развиты и живут в виде домашних ремесел такие виды декоративно-прикладного искусства, как повсеместное вышивание национальной одежды (платьев, тюбетеек, поясных платков, халатов), любимейших в народе традиционных ковров сюзане, различных покрывал в домашнем интерьере (зардевор, руиджо, чодар, борпуш).
На севере Таджикистана, кроме принятой вышивки, бытует золотная вышивка, золотошвейные мастерицы создают богатые орнаменты на халатах, поясах, камзолах, тюбетейках, кошелях, обуви.
Одним из важнейших промыслов с древности является керамика: это фаянсовая посуда, глазурованные национальные посудные комплекты, блюда большие и малые, касы и пиёлы, декорированные чаши и вазы, глиняная игрушка. Северная керамика Ходжента, Исфары, Канибодома глазурованная, украшенная затейливыми узорами, отличающающаяся сине-голубыми и темными тонами, совсем не похожа на архаическую керамику южных районов Файзабада, Каратегина, Памира. Здесь мы имеем ручное глиняное производство, архаичные строгие узоры и налепы, ангобную роспись. Поражает своей оригинальностью глиняная игрушка Ура-Тюбе и Каратага. Древние драконы - аждахо застыли в них на века, фантастические птицы, козлы, бараны. Как в древности, так и сегодня, в день восточного праздника Навруз свистят в них дети, отгоняя от домов злые силы и призывая мир, благоденствие и радость жизни. Особое место уделено в декоративно-прикладном искусстве таджиков резьбе по дереву и национальной росписи в архитектурных ансамблях. Дерево особо ценилось, а дорогие его сорта для подобной работы ставились на один уровень с драгоценными камнями и металлами. Города Северного Таджикистана Ходжент, Пенджикент, Исфара, кишлаки Верхнего Зеравшана и Ферганы, горных районов Каратегина и Памира, селения Ванча и Хорога сохранили прекрасные образцы работы древних и современных мастеров - кандакоров (резчиков по дереву). Здесь можно увидеть резные колонны и целые стены с решетками (панджара), геометрические и растительные орнаменты с излюбленными мотивами: солярными кругами, свастикой, трилистниками, драконами, ветками, куфическими письменами, зооморфными фигурами.
В ювелирном искусстве таджиков выражен особый язык для выражения эстетических понятий, социальной и географической принадлежности, магических символов. Одновременно каждое украшение является шедевром народного мастерства и составной частью костюма, составляя с ним единое целое. Материалом для таджикских ювелиров служило золото, серебро, сплавы, бадахшанский лал, изумруд, гранат, такие более дешевые камни, как бирюза, сердолик, кораллы и особое стекло. Техника: чернь, зернь, гравировка, штамп, ковка, шлифование камней. Северный Таджикистан более тяготел к золоту, Южный - к серебру. В Таджикистане особо выделяются также такие типы украшений как марджон - ожерелье с кораллами и серебряными монетами (таньга) или нити в них в 2-3 ряда скрепляются специальными крупными бусинами или зажимами с круглым или ромбовидным медальоном в центре. Очень любят различные ожерелья с одним или более рядами мелких листиков, большие броши, серьги с подвесками до плеч, браслеты, кольца с вороноковидными раструбами.
На весь мир прославились особые таджикские шелка, которые создают незабываемые впечатления праздничности, красочности, жизнелюбия. Женские платья, шальвары, платки, мужские халаты, чалмы, тюбетейки - для всего свои узоры, цвета, силуэты. Сохраняется традиция хлопчатобумажного художественного ткачества, когда вручную изготавливаются на ткацком станке ткани с рисунком в полоску для национальной одежды в Душанбе, Каратаге, Шахринау: алоча, бекасаб. А шелковые ткани сочетают ручное и механизированное производство. С яркими узорами "абр", что означает "облако", шелка различной выделки, хан-атласы, традиционные для народов Таджикистана и Узбекистана. Абровые узоры - древние, их находят на старых тканях Бухары и Самарканда, хотя эти художественные находки до конца не изучены. Полосатые ткани строги, ограничены в контурах, абровые же декоративны, как бы не имеют границ, перетекание одного узора в другой, смена ярких, сочных красок создает уникальное ощущение радости бытия.

Автор экспозиции - Хижняк Юлия Николаевна