Жук в ... Паутине.
А
как хотелось под Стругацких закосить: жук в муравейнике. И потом этаким
фантазийным накатом ударить по действительности. И мистически-социального
тумана нагнать на сейшен Михаила Жукова в СКРИНе в эту субботу. Но, черт
возьми, никакой мистики и социальщины не было и в помине. Все было так
весело и азартно, что... Впрочем, по порядку.
Как вы, должно быть,
знаете, в СКРИНе заявлено, что март месяц будет посвящен только русской
национальной культуре: открылась этнографическая выставка, каждую субботу
проходят только фольклорные музыкальные тусовки и т.д. Даже Сергей Летов
не будет выступать в свою законную последнюю субботу, так как здесь будет
вертепный кукольный театр с какой-то там народной оперой и электронно-фольклорным
проектом группы "Строфария". И вот, подгоняя к 13 марта открытие
на сервере СКРИНа страницы
известного московского перкуссиониста Михаила Жукова, Комета каждый день
твердила ему о том, что на клубном вечере, посвященном этому знаменательному
событию, ему надо показать какую-то фолковую программу. В окружении всяких
сундуков, коромысел, корзин, старых русских костюмов надо делать соответствующую
музыку. Наступает суббота. 4 часа дня. В клуб робко протискивается
парочка мальчиков явно негроидного типа с примесью арабских кровей. Жуков
жизнерадостно заявляет, что это ребята из Судана и они будут участвовать
в сейшене. Мы цепенеем. Растут металлические конструкции бесчисленных перкуссионных
примочек, все увеличивается количество всяких барабанов и барабанчиков,
подзвученных чугунков и сковородок. Выясняется, что вот-вот придет очаровательная
девушка, которая будет танцевать танец живота. Вот уже и Летов ее ждет,
нетерпеливо бегая кругами по клубу. Начинает подтягиваться народ, с кофрами
и рюкзаками, постукивающими и позвякивающими. Такое ощущение, что публики
без барабанов и бубнов просто не будет. Арабы
начинают наигрывать "О-е комо ва" Карлоса Сантаны. В окружении
русских тканых половичков это все больше начинает напоминать именно произведения
Стругацких. Комета нервно икая вопрошает Мишу: а как же русский фольклор?
Миша бодр: все мы - русские в какой-то мере, все - братья и сестры по планете
Земля. Появляется долгожданная танцовщица с голым животом. Ее пупок возбужденно
подрагивает. Два десятка барабанщиков оживляются. Непонятно: это репетиция
или уже пора. Народ все прибывает. Войти в зал просто невозможно, в арках
люди лезут на плечи друг друга. Комета протискивается сквозь толпу, роняя
крючки от лифчика и застежки от подвязок. Прочувствованная
речь о появлении в России уникального, хоть и электронного, издания
Russian Percussion, сделанного о перкуссионистах и для них. Горячие
дифирамбы об авторе и инициаторе создания этого журнал, "выдающемся
музыканте, редкостного таланта человеке М. Жукове" напоминают некролог.
И это здорово. Ведь как много гениальных людей при жизни не услышали о
себе ни одного доброго слова, а вот после смерти... Миша же получил свою
пайку хвалебного месива, будучи жив и почти здоров. Это внушает какой-то
оптимизм и надежду. Тем более, что он явно заслужил это. В ответном слове
он попытался тоже что-то закрутонить, но я уже ждала только ритма и поэтому
ничего не поняла.
Началось! Ураганный
драйв ритмических всплесков с условной сцены влился во встречный поток
перестуков и звонов из зала (действительно, половина публики пришла с разными
музыкально-ударными инструментами).
Все это надо было видеть и слышать. Передать ощущения почти невозможно.
Перерывов и спадов не было, арабы за конгами и полуголая танцовщица в позвякивающей
набедренной повязке эффектно смотрелись на фоне старинной прялки и рязанского
костюма XIX века. А уж когда из публики вышли парень и девушка с берестяными
дудками, встали рядом с арабом и завели русские перепевы, то стало совсем
как в российской глубинке начала века (ха-ха-ха). Жуков завелся не на шутку,
начал вытаскивать свои сюрреалистические перкуссионные конструкции к публике,
дирижировать этим массовым оргазмическим действом. Все были в экстазе,
и музыканты, и зрители. Даже не ожидала, что на своем веку я еще увижу
такого драйвового Жукова и такую "отлетевшую" аудиторию. Значит,
еще есть для чего жить и трепыхаться. Не вся жизнь состоит из хавалки,
траха и объяснений с начальственными папиками. Есть еще ритм, сливающийся
с ритмом космоса и проникающий в самые потаенные уголки души, тела, разума...
Этот ритмический унисон порождает наслаждение, более высокое, чем все прочие.
И именно для такого наслаждения, как мне иногда кажется, появляется на
свет человек.
Высокопарная-до-отвращения-к-самой-себе Фанни Остергайзер.
Видео
Вам для просмотра видео понадобится