Эротический вертеп.
Вы помните наш первый вертепный спектакль на Рождество?
В каком щенячьем восторге были и участники, и зрители. Идея таких представлений
прочно поселилась в душах СКРИНовцев. И с наступлением теплых весенних
деньков вполне естественно было бы ждать оживления вертепно-театральных
поисков. Они не замедлили проявиться. Художник и душа этой идеи Наташа
Чабаненко сделала новых кукол, насела на своего дружка - некоего ленивого,
но небездарного еврея Слынека с требованием написать сценарий и заявила
нам, что будет делать "эротическую вертепную оперу" (! - не слабо).
Там, дескать, будут сексуальные куклы с письками и титьками, разухабистые
куплеты и вообще все то, что всегда сопутствовало русским гуляниям и исконно-русским
языческим традициям.
Я
оживилась и задумалась по поводу писек и попок в народной речевой и обрядовой
традиции. Действительно, на многие праздники, например, на зимние Рождество
и Крещение, ряженые частенько выходили, что называется, за рамки. Бывало
внесут в избу "покойника" - его роль обычно играл женатый мужик,
лежащий в гробу, голый или с огромными прорехами на срамном месте. Ряженый
"поп" отпевает его по-матерному. А потом предлагают всем присутствующим
"проститься" с "покойником". Все девушки должны поцеловать
его в губы или в член через прореху. Причем, девок, уклонившихся от целования,
секли розгами.
Еще была забава, когда ряженые предлагали девкам "покупать нитки".
Нитки заранее наматывались на член какому-нибудь женатому мужику и девушки
поочередно отматывали нитку и откусывали ее у самого корешка, пока весь
товар "не раскупят". Вообще, как правило, объектом действий в
подобных забавах становились в основном девушки. Ряженые в "гуся"
девок щипали, "медведи" показывали, как парень с девушкой спит,
"расщепихи" - тискали. Каждая девушка должна была подвергнуться
индивидуальному контакту с ряженым: удару, обыгрыванию фаллического символа,
вербальным действиям или поцелую взасос. Девушки "чинили мельницу",
"оживляли коня", "воскрешали покойника".
Кстати, о покойниках. На языческой Руси считали, что секс побеждает смерть.
Во многих деревнях элементом похоронного обряда были весьма специфические
игры. Ряженые в "деда" и "бабу" парни приходили в дом
покойного и, нацарапав на бумаге непристойности, просовывали их под дверь
и ломились в дом. Радостные родственники покойного впускали
ряженых, заставляли их плясать. "Дед" и "баба" валились
друг на друга и "дед" имитировал половой акт искусственным членом,
вырезанным из брюквы. "Баба" его била, отрывала фаллос и все
заканчивалось веселой дракой.
На Руси само отношение к сексу никогда не было таким уж отрицательным:
"грех - пока ноги вверх, а опустил - так и бог простил". Нарушались
запрещенные церковью дни и позы. Самая пристойная из известных мне народных
тематических поговорок: "В среду с переду, в пятницу в задницу".
В общем, Россия святой, вернее ханжеской, никогда не была.
Поэтому
народная эротическая опера "Маклохий и Альмивия" традиционного
русского вертепного театра - для меня это звучит вполне закономерно и естественно.
И я только удивилась, что настоящих непристойностей, матершины и похабных
действ было явно слишком мало. Все весело и простенько, хотя попка Альмивии
и в самом деле восхитительно розовела и возбуждала игривые мысли. Но с
текстом ребятам надо было бы обратиться или к "народным корням"
или ко мне. Выдали бы так, что мало не покажется. И все равно было хорошо.
Потом еще "Строфария" добавила своим электронно-фолковым
перфомансом с сэмплами песен пинежских баб и слайдами архангелогородских
петроглифов. Короче говоря, этнографический месячник русской культуры в
СКРИНе завершился достойно и красиво. Дай бог, не в последний раз. Еще
бы два раза так, а потом на столе, а потом стоя, и еще вот этак, и ...
Всегда-готовая-к-"покупке ниток"- и- "оживлению покойника" Фанни Остергайзер.