Рождественских морозов в этом году не было и не предвидится, даже снега и того нет и в помине. Но праздников зимних пока ещё никто не отменял и отменить не может. Какие бы дурацкие законы ни принимала дума и правительство, но Нового года и Рождества им не вычеркнуть из нашей жизни. И хотя они пытаются превратить эти чудные светлые дни в тотальную пьянку и попсовый шабаш, длящийся неделями, всё же 31 декабря и 7 января – святое для русского народа. Десятый уже по счёту фестиваль вертепов «Рождественские семейные вечера», проходящий в Москве 8 -15 января – прекрасное тому подтверждение. В этом году телевизионщики как никогда борзо пытались «освещать» его в своих новостийных программах, но даже это не смогло уничтожить прекрасного духа прекрасных древних русских традиций. О традиционных вертепах мы писали много и ранее, даже поддерживаем специальное место в нашем Междусетье, где можно узнать почти всё о вертепных куклах и театрах, посмотреть беседу с самым известным вертепщиком страны (увы, покойным) Новацким, посмотреть нашу видео коллекцию вертепных представлений. Мы снимаем их уже несколько лет, да и сами, будучи атеистически воспитанными, пристрастились к этой старой русской забаве, помогающей создать праздничный настрой и поднять жизненный тонус в длинные и тёмные российские зимние вечера.
Вот и в этом году, отыграв наш семейный вертеп, мы с удовольствием выбрали несколько наиболее, на наш взгляд, интересных представлений фестиваля и посетили их.
Ансамбль «Светозары» из Орла показал почти театрализованное действо, с ряжеными, детьми в лаптях, многоголосным пением, соответственным антуражем в виде самоваров и лыковых коробов. Всё было очень ярко и празднично. Кукольная часть промелькнула незаметно и ненавязчиво. Ну, что же, в этом есть своя прелесть.
Вертеп «Марфы и Марии Гурковых» известен многим в Москве. Что и не удивительно: две ангелоподобные девочки и их гипер-активная мама давно выступают на публике. Но сейчас, когда девочки подросли, а в тексте стражников Ирода стали появляться явно слышимые интонации «пацанов, которые пьют пиво Клинское» - всё это видится гораздо менее трогательным, чем раньше, и на принуждённо постные лица девочек немного неловко смотреть – не в монастырь ли они пойдут после этих многочисленных «восславим младенца». Будет жаль – милые девочки с прекрасными волосами.
И, наконец, нас усиленно направляли посмотреть вертеп Архангельского театра кукол. Хотя мы не любим профессиональные вертепы – они что-то неизбывно теряют в исполнении профессиональных кукольников, мы пошли на «кукольное представление в 2-х частях». Часть первая. Смерть царя Ирода. Тексты традиционные библейские (сказано в программке!) Интересно, куда тогда дели добрую половину диалога Рахили с Иродом, являющуюся смысловым стержнем всего произошедшего позднее с жестоким царём. К тексту и ещё вопросы есть, но сейчас не хочется в них зарываться. Да, высокопрофессиональная работа со светом, звуком, куклами, декорациями. Но… почему тогда так скучно смотреть на весь этот «кукольный спектакль». Куда исчезли в этом зрелище дух православного Рождества и праздника? Даже «Часть вторая. Солдат, черти и Смерть» не подняла настроения. Вернее, конечно, публика порадовалась и заводиле-ведущему, азартно призывающему всех спеть немецкие (?) застольные песни перед началом спектакля, и такой «живинке», находке режиссёра, с попрошайничеством ребёнка из публики, которому вручили шляпу, сказали, что он будущий менеджер (?) и отправили по рядам собирать денежки. Ах, как смешно! Как свежо и актуально! Конечно, ведь сейчас мы воспитываем «поколение менеджеров». А я не хочу, чтобы мой ребёнок, даже в шутку, ходил собирал деньги в зале. И никакой ребёнок не должен этого делать ни в метро, ни в электричках, ни в переходах, ни в театре. Это не смешно. Это очень-очень грустно. Символично, что сюжет в «Новостях культуры» о вертепном представлении архангельцев начинался … со стакана водки и солёного огурца, которые употреблял солдат из «Часть вторая». Представляете: проникновенный ведущий задушевно говорит о рождественских традиционных вертепах, а видеосюжет начинается с водки и огурчика. Неслабо. Так чисто интуитивно телевизионщики прочувствовали какой-то попсовый, популистский, как сейчас модно говорить, дух этого представления. Да, в прошлом году именно спектакль о солдате получил престижную кукольную премию, профессионализм коллектива театра очевиден. Но вертеп – это сложная чувствительная структура, имеющая большее отношение к какой-то духовной сфере, измеряемая тонкими эманациями настроений и ощущений, а не уровнем исполнительского или режиссёрского мастерства. Так маленький домашний вертеп, играемый при свечках, производит потрясающее впечатление на детей и взрослых, особенно участвующих в нём. А театральное действо на сцене не просто подчас раздражает, но внутренне отторгается. Очень редки случаи точного попадания в сферу настоящей вертепной игры. «Бродячий вертеп» Александра Грефа – именно такой случай. Мы с удовольствием ещё раз посетили его представление. И как всегда это доставило мне светлую и тихую радость. Праздник, одним словом. Рождественский праздник. Пятиголосие рождественских песнопений до представления и после него, милое колядование (а не попрошайничество!) детишек из зала, поющих народные русские ( а не немецкие!) песенки – колядки, праздничный стол за кулисами, накрытый с «наколядованными» пряниками и конфетами – это всё так чудно и красиво! Чувство просветления и душевной лёгкости до сих пор не оставили меня, поэтому зимние праздники у меня ещё продолжаются.

Никодим Каламдан.







Видео

Возврат на страницу ТУСОВКА