Рождественских морозов в этом году не было и не предвидится, даже
снега и того нет и в помине. Но праздников зимних пока ещё никто не
отменял и отменить не может. Какие бы дурацкие законы ни принимала
дума и правительство, но Нового года и Рождества им не вычеркнуть
из нашей жизни. И хотя они пытаются превратить эти чудные светлые
дни в тотальную пьянку и попсовый шабаш, длящийся неделями, всё же
31 декабря и 7 января – святое для русского народа. Десятый уже по
счёту фестиваль вертепов «Рождественские
семейные вечера», проходящий в Москве 8 -15 января – прекрасное
тому подтверждение. В этом году телевизионщики как никогда борзо пытались
«освещать» его в своих новостийных программах, но даже это не смогло
уничтожить прекрасного духа прекрасных древних русских традиций. О
традиционных вертепах мы писали много
и ранее,
даже поддерживаем специальное место в нашем Междусетье,
где можно узнать почти всё о вертепных куклах и театрах, посмотреть
беседу с самым известным вертепщиком страны (увы, покойным) Новацким,
посмотреть нашу видео коллекцию
вертепных представлений. Мы снимаем их уже несколько лет, да и сами,
будучи атеистически воспитанными, пристрастились к этой старой русской
забаве, помогающей создать праздничный настрой и поднять жизненный
тонус в длинные и тёмные российские зимние вечера.
Вот и в этом году, отыграв наш семейный вертеп, мы с удовольствием
выбрали несколько наиболее, на наш взгляд, интересных представлений
фестиваля и посетили их.
Ансамбль «Светозары» из Орла показал почти театрализованное действо,
с ряжеными, детьми в лаптях, многоголосным пением, соответственным
антуражем в виде самоваров и лыковых коробов. Всё было очень ярко
и празднично. Кукольная часть промелькнула незаметно и ненавязчиво.
Ну, что же, в этом есть своя прелесть.
Вертеп «Марфы и Марии Гурковых» известен многим в Москве. Что и не
удивительно: две ангелоподобные девочки и их гипер-активная мама давно
выступают на публике. Но сейчас, когда девочки подросли, а в тексте
стражников Ирода стали появляться явно слышимые интонации «пацанов,
которые пьют пиво Клинское» - всё это видится гораздо менее трогательным,
чем раньше, и на принуждённо постные лица девочек немного неловко
смотреть – не в монастырь ли они пойдут после этих многочисленных
«восславим младенца». Будет жаль – милые девочки с прекрасными волосами.
И, наконец, нас усиленно направляли посмотреть вертеп Архангельского
театра кукол. Хотя мы не любим профессиональные вертепы – они что-то
неизбывно теряют в исполнении профессиональных кукольников, мы пошли
на «кукольное представление в 2-х частях». Часть первая. Смерть царя
Ирода. Тексты традиционные библейские (сказано в программке!) Интересно,
куда тогда дели добрую половину диалога Рахили с Иродом, являющуюся
смысловым стержнем всего произошедшего позднее с жестоким царём. К
тексту и ещё вопросы есть, но сейчас не хочется в них зарываться.
Да, высокопрофессиональная работа со светом, звуком, куклами, декорациями.
Но… почему тогда так скучно смотреть на весь этот «кукольный спектакль».
Куда исчезли в этом зрелище дух православного Рождества и праздника?
Даже «Часть вторая. Солдат, черти и Смерть» не подняла настроения.
Вернее, конечно, публика порадовалась и заводиле-ведущему, азартно
призывающему всех спеть немецкие (?) застольные песни перед началом
спектакля, и такой «живинке», находке режиссёра, с попрошайничеством
ребёнка из публики, которому вручили шляпу, сказали, что он будущий
менеджер (?) и отправили по рядам собирать денежки. Ах, как смешно!
Как свежо и актуально! Конечно, ведь сейчас мы воспитываем «поколение
менеджеров». А я не хочу, чтобы мой ребёнок, даже в шутку, ходил собирал
деньги в зале. И никакой ребёнок не должен этого делать ни в метро,
ни в электричках, ни в переходах, ни в театре. Это не смешно. Это
очень-очень грустно. Символично, что сюжет в «Новостях культуры» о
вертепном представлении архангельцев начинался … со стакана водки
и солёного огурца, которые употреблял солдат из «Часть вторая». Представляете:
проникновенный ведущий задушевно говорит о рождественских традиционных
вертепах, а видеосюжет начинается с водки и огурчика. Неслабо. Так
чисто интуитивно телевизионщики прочувствовали какой-то попсовый,
популистский, как сейчас модно говорить, дух этого представления.
Да, в прошлом году именно спектакль о солдате получил престижную кукольную
премию, профессионализм коллектива театра очевиден. Но вертеп – это
сложная чувствительная структура, имеющая большее отношение к какой-то
духовной сфере, измеряемая тонкими эманациями настроений и ощущений,
а не уровнем исполнительского или режиссёрского мастерства. Так маленький
домашний вертеп, играемый при свечках, производит потрясающее впечатление
на детей и взрослых, особенно участвующих в нём. А театральное действо
на сцене не просто подчас раздражает, но внутренне отторгается. Очень
редки случаи точного попадания в сферу настоящей вертепной игры. «Бродячий
вертеп» Александра Грефа – именно такой случай. Мы с удовольствием
ещё раз посетили его представление. И как всегда это доставило мне
светлую и тихую радость. Праздник, одним словом. Рождественский праздник.
Пятиголосие рождественских песнопений до представления и после него,
милое колядование (а не попрошайничество!) детишек из зала, поющих
народные русские ( а не немецкие!) песенки – колядки, праздничный
стол за кулисами, накрытый с «наколядованными» пряниками и конфетами
– это всё так чудно и красиво! Чувство просветления и душевной лёгкости
до сих пор не оставили меня, поэтому зимние праздники у меня ещё продолжаются.
Никодим Каламдан.