Именно так, на мой взгляд не очень удачно, называется достаточно интересный этно-джазовый проект, в котором принимают участие два моих самых любимых московских перкуссиониста Михаил Жуков и Джон Кукарямба, а также душка Володя Нелинов. Какую-то поющую разрисованную девоньку и клавишника можно спокойно убрать из состава группы - ничего не убудет. Хороша акустическая гитара Бориса Машкова. Автор и руководитель проекта Ян Бедерман, с саксофоном, флейтой и текстовыми пояснениями всего происходящего. О нем я ранее и не слышала, хотя с начала 80-х стараюсь следить за всем интересным, что появляется в нашем авангардном джазе, экспериментальной инструментальной музыке и прочей некоммерческой альтернативщине. Но в начале 80-х, когда Жуков, Летов, Пономарева уже вовсю взрезали целину отечественного музыкального мэйнстрима и пытались посеять в борозды девственного лундстремовского диксиленда зерна авангарда, Бедерман только закончил где-то в Белоруссии институт инженеров железнодорожного транспорта. Потом в его биографической справке пропечатана Тюмень, какая-то оккультно-психологическая мура о тренингах американских шарлатанов -"докторов" от психогенетики и холододинамики (здорово звучит, как серьезно-кретинические откровения из уст известного хохмача и пристебщика Курехина!). И только в 1997 г., когда и рок-н-ролл, и экспериментальная музыка перестали уже быть чистыми проявлениями альтернативной субкультуры и, соответственно, перестали интересовать нас в таковом качестве, Бедерман пявляется в каких-то коммерческих проектах на ТВ, потом с гордостью упоминается его появление на закрытии фестиваля "Дебют-Кинотавра" (то есть опять чуждая для московских альтернативщиков тусовка попперов Марика Рудинштейна). И вдруг в московских новорусских кабаках появляется очень интересный коллектив замечательных музыкантов, которые просто не могут играть попсовую, то бишь плохую, музыку. Они и игают замечательный этно-джаз, образец редкой в нашей стране, но очень интересной и яркой специфической импровизации, сопровождающейся определенным видеорядом и наполненный перкуссионнымии нюансами, которые и придают такого рода музыке непередаваемое очарование. Думаю, что даже Пол Уинтер, один из основоположников этно-джаза, с удовольствием поиграл бы с нашими музыкантами. Но только, конечно, не перед жующими новорусским хамами в псевдо-эстетских московских кабаках. Увы, время диктует свои правила. И пусть эти правила не нравятся Михаилу Жукову и его замечательным друзьям, но Ян Бедерман позволяет им заработать какую ни на есть копеечку, и они будут участвовать в его проектах, потому что им надо кормить семьи, растить детей, помогать своим нищим пенсионерам-родителям. Наша сегодняшняя Россия поставила всех интеллигентных людей на паперть в позицию "каком кверху". Пока об этом не думашь - живешь. А как только сталкиваешься с этим лицом к лицу, глаза в глаза... Бесконечно грустно было видеть эти усталые, пустые глаза Жукова, который старался не смотреть на столики, где выпивали и съедали за вечер столько, сколько он зарабатывает за десяток таких выступлений, жалко было Володю Нелинова, который смотрел только на свои руки и на Жукова, на восхитительного Кукарямбу - самого молодого и оттого просто не знающего, что можно выступать перед публикой, приехавшей через всю Москву увидеть только тебя, услышать именно твою музыку, рискующей закончить вечер в отделении милиции или получившей по морде от местных гопников, которых раздражает музыка, не исполняемая на "Песне-78" и на УКВ радиостанции "Маяк". И выступление перед такой публикой оставляет в душе чувство выполненного перед собой и вселенной долга, оно пьянит и возвышает над обыденностью, над повседневностью.
Знаю, что Ян Бедерман обидится на эти мои заметки, если прочтет их. Мне в общем-то наплевать. Жалко только, что он больше не разрешит мне прийти послушать эту группу. А зря. Ведь именно мое присутствие и бесконечный интерес к тому, что происходит на сцене, а не в меню, придают хоть какой-то смысл выступлению этих классных музыкантов. Никакие высокопарные цитаты об "арт-терапии" и "экологии души" не заменят внимательного, восхищенного зрителя, не воодушевят умных, талантливых исполнителей на тот уровень импровизационного полета, от которого они получат истинное удовлетворение. И никакие манифесты не придадут возвышенности коммерческим выступлениям. Да, надо зарабатывать деньги. Но не надо пытаться придать этому вид концепта. Это пошло и глупо. Как глупо звучит среди кухонных запахов и позвякивания рюмок пафосный конферанс Бедермана и пояснение названия проекта "... сойти с ума". Ну да, за столами папики и бритозатылковые бандиты, ворюги разных колибров, а им тут речи толкают о философии импровизации, о "подсознательном стремлении путем глубокого внутреннего переживания..." . Глубокое пережевывание пищи - вот это проблема, а вы тут "с ума сходите" в попытках "достигнуть внутренней свободы, парения, гармонии". Глупо и, знакомым с некоторыми музыкантами проекта лет по 10-15, несколько двусмысленно. Не хотелось бы увидеть их свихнувшимися от всего, что происходит вокруг нас, с нами и с ними. Надеюсь и верю, что они еще .... ну, думаю, все понятно, больше нагонять тоски не стану. Люблю их. Жду их новых выступлений. И не я одна.
Комета.
P.S. Встретила сегодня Кукрямбу в одном из клубов и попыталась передать ему содержание этой статьи. Шквал его возмущения и непонимания - сбил меня с ног. Он жестко и убежденно говорил о том, что ему нравится выступать в ресторанах, что он счастлив жить именно в это время - время, которое мы с друзьями считаем эпохой сбывшегося китайского проклятия (чтоб тебе жить в эпоху перемен!). Я растерялась, что в общем-то несвойственно мне, но бывает. И только позднее в голове завертелась карусель мыслей и достойных ответов. Если бы сейчас мне было 23 года (как в далекие 80-е), я бы ни за что не занималась устройством концертов, писанием в музыкальных журналах и прочей лабудой. Я бы вообще не слушала никакой отечественной музыки, ибо даже в экзотическом этно-джазе или авангарде я бы нашла гораздо более интересные и высококачественные зарубежные образцы. Тем более я бы не слушала убогий пафосный поп-рок Шевчука или Кинчева, а уж к так и не научившемуся играть Аквариуму или косноязычному Чижу я бы и близко не подошла. Все это было интересно, по крайней мере мне, как явление СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ, а не музыкальное. Причем в антураже нонконформности и анти-масс-медийности. В варианте кабаков и стадионов я предпочитаю Хулио Иглесиаса и Пинк Флойд. Но уже как жующий потребитель, сгоняющий калории посетитель буйных зрелищных рок-концертов профессиональных западных команд, пассивный зритель многочисленных телевизионных МТВ-тусовок. Или, что ближе к истине, меня все это говно вообще бы не интересовало. Это если бы мне было 23 года и я только начинала жить. И насрать бы мне было и на Жукова, и на Летова, и на Кукарямбу. Играют там что-то легким фончиком, пока я с парнем тискаюсь за столиком, и ладненько. Но, как говорится, если ты ни разу не пробовал вина, а тебе налили ослиной мочи, сказав при этом, что это божественный напиток, то ты так и будешь пить его за ужином всю жизнь. А мне, увы, есть с чем сравнить сегодняшние выступления групп и музыкантов в многочисленных московских клубах и на монструальных попсовых фестивалях. И хмель настоящей свободы, творческого вдохновения, драйва никогда не забудется и не растворится в окружающем меня потоке дерьма, замешанного на пепси. Что бы не говорил Кукарямба, я знаю, что счастливее его - вкус борьбы и внутренней свободы, а не его лозунг: только бы выжить, это вам, братцы, не ля-ля-фа-фа...