Не люблю акустические концерты - это
знают все мои знакомые. Но все же иногда приходится посещать их по
ряду причин. Например, интересующая меня группа не выступает в Москве,
а вот ее лидер делает сольный акустический проект. И выходит на сцену
один. С гитарой. Или, как было в этот вечер в ЦДХ, с гитарой, гармошкой
и трубой. Олег Скрипка - лидер и вокалист киевской группы "Вопли Видоплясова".
Когда-то это была одна из моих любимейших команд: молодые, безумно
веселые хохлы, азартно выдавали типичный стеб-рок. На фестивале "Сырок"
в 1988 году их выступление было одним из самых забавных, а шлягер
"Танцi" с задорным припевом: "Хай
будут
танци" - надолго стал синонимом моего хорошего настроения. После "Сырка"
группу заметили какие-то долбаные французы и "ВВ" покатились по накатанной
колее: поездка во Францию, русско-украинская экзотика в маленьких уютных
французских кабачках, жены-иностранки, гонор и все симптомы "звездной
болезни", сопровождаемые велеречивыми рассказами о своих "потрясающих
успехах за рубежом" (совсем как у Киркорова и Пугачевой!), интерес к "хлопцам
с гармошкой" у иностранцев прошел, их место на темноватой ресторанной
сценке занял какой-нибудь корякский "джаз-фолк-бэнд" и вот - возвращение
в родные пенаты. А здесь их уже и не особенно помнят. И платят совсем
не так, как в зарубежных кабаках, хотя и там были гроши, но здесь уж совсем...
"ВВ" задергались, стали снимать какие-то убогие клипы, писать новые песенки.
Сначала серьезные хард-роковые (я корчилась от смеха), потом попсово-эстрадные
(типа, стеб такой). Весь материал какой-то сырой, недоделанный и совсем
не веселый. Дебильноватые милые мордашки музыкантов группы остаются по-прежнему
дебильноватыми, но уже не милыми. И вообще состав меняется, с Олегом остается
только басист Пипа, но и его гримасы уже явно натянуты. Ребята повзрослели,
но не смогли творчески перестроиться, как, впрочем, и почти все наши рок-группы.
Это трагедия отечественного рок-н-ролла: из юных нон-конформистов получаются
или попперы, как Рогожин, или нудные гуру - Гребенщиков, Шевчук, или просто
старые жадные пердуны - Кинчев, Бутусов. Не стареют у нас рокеры достойно,
как "Ю-ту", например, или Брайан Ферри. Поэтому идя на "творческий вечер" Олега Скрипки, я уговаривала
себя заранее не огорчаться и не переживать, что бы я там не увидела. Но
все равно страшно расстроилась от всего происходящего. Скрипка так привык
играть по ресторанам, что, по-видимому, просто не может себе вообразить
другой аудитории. Я увидела на сцене массовика-затейника, достаточно профессионально
"ведущего" зал, в нужные моменты он заставлял всех прихлопывать и притопывать,
пел народные плясовые песенки, вставлял шутки-прибаутки, а кульминацией
вечера было исполнение им песни из кинофильма "Семнадцать мгновений весны"
- очень трогательно. В этом месте на выступлениях "Воплей" русско-украинские
эмигранты в уютных французских ресторанчиках как правило вытирали скупую
слезу и заказывали селедочку с лучком под новый графинчик водочки. Зал
ЦДХ, состоящий из таких же козлов - это сейчас аудитория новых "ВВ", проникновенно
подпевал, покорно подхлопывал, весело подхватывал под позвякивание мобильников,
кивая жирными затылками и унавоженными турецкими гелями крашеными челками.
И только меня тошнило от всего этого "веселья". В зале не было ни одного
знакомого лица - все любящие и помнящие настоящие "Вопли Видоплясова"
знали, что происходит с группой и не пришли сюда. Я была одна. Одна в
большом красивом зале с отличным звуком и светом. Одна слышала: "корреспонденты
нас часто запрошают - чего, мол, мы тут спеваемо? мы спеваем про рок,
про життя, про нас с вами, про будову, про рок. инакшими словами хочу
казати от такэ: лягае дэнь, вид вин дае свои надии ночи" Одна видела бешено-веселые
глаза украинских рокеров, бас-гитару Пипы, сделанную, якобы, из скамейки,
с нацарапанными на ней гвоздем сердечками и надписями - Пипа так гордился
ею! Только мне подмигивал маленький смешливый гитарист Юра Здоренко. Невидимые
тени, неслышные гитарные рифы. И лишь изредка рядом со мной в этом пустом
зале проявлялся, как бледная недодержанная фотография, Олег Скрипка, во
время исполнения несколько своих, а не народных, песен, растерянно и удивленно
объясняющий: тут еще 5 гитар уместе грают. И опять растворялся в бледно-сером
тумане. Я поспешно выбежала из зала. Все равно я люблю и помню рок-группу
"Вопли Видоплясова". А это просто так. Сон. Беллетристика о жизни чужой
и скушной. Где-то там, во Франции или Израиле. Не знаю и мне это неинтересно.
Бесшабашно-танцующая-украиньский-рокенролл
Фанни Остергайзер.
|