|
|
|
|
|
|
Cцена для ШИБУСЫ –
тотальный арт-объект. Во время музыкальных номеров демонстрируется видео-арт
и японская анимация, задник сцены становится большим художественным полотном,
а царит над всем этим кажущимся хаосом – 20-ти метровый надувной дракон.
Он парит над головами публики, как бы освящая действо древней восточной
символикой. |
|
|
|
Что могут показать мне узкоглазые
япошки, что удивило бы меня и возбудило? Да ничего. Что я надувных драконов
не видела или фанатею от примороженных японских аниме? С латиноамериканскими
ритмами я предпочитаю Сантану, клезмеров вообще не очень-то, если только
«группаСталлинаНЕ ЖДАЛИ», но так это давно было, юноши из «шибасы-шибусы»
ещё тогда первые два десятка иероглифов в школе кисточками выводили. Говорят,
они похожи на «Поп-механику» Курёхина. Для этого много ума не надо. Я
видела в своё время первые выступления «Поп-механики» в Питере. Весело,
забавно, но лишь потому, что это делал замечательный стебун Сергей Курёхин.
А на сцене под его дудку выстраивались в ряд Гребенщиков, Науменко, Ляпин
и весь состав ленинградского рок-клуба. Курёхин бегал, прыгал, дирижировал
и указывал каждому, когда начинать играть. Играть непонятно что и как,
но все с серьёзным видом подчинялись ему и смотреть на это было очень
весело. Убери Курёхина и БГ из этого действа – останется обычный бардак
с претензией на авангардизм. Если япошки прехали к нам с этим, то я опять
обречена на разлитие желчи и несварение желудка. Вдруг откуда-то из-за
спины, со второго яруса клуба раздались звуки труб и саксофонов. Нестройные,
разухабистые как будто сюда забрёл свадебный оркестр из молдаванского
села. Причём уже после того, как молодожёны ушли в спальню. С лестницы
спускалась дюжина узкоглазых малоросликов с духовыми инструментами, смешиваясь
с публикой, ощетинившейся пивными кружками, неизвестно откуда ввинтились
в это месиво голые белые тела лысых мужчин и женщин, медленно ломающихся
в причудливых позах жертв радиоактивной катастрофы. Всё это не спеша перетекало
по залу, втягиваясь на сцену. И вот все участники на месте, секундная
пауза и грянула этакая балканская плясовая. Народ оживился. Я тоже. Вдруг
подумала, что не так уж и скучно жить на свете. На заднике сцены менялись
движущиеся картинки, видео, движения кисточек дробили пространство реальной
съёмки. И хотя меня удивило убожество центрового столичного клуба, который
не мог организовать нормальный экран, а повесил на заднике какие-то сшитые
сморщенные простыни, но всё же интересно было взглянуть на ви-джеев группы.
Я бросила своего мальчика бесноваться у сцены (меня порадовал его темперамент)
и поднялась к столу ви-джеев. Там было так много хороших вещей! Компьютеры,
видеокамеры, маленькие мониторчики, пультики видеомонтажа. Но больше всего
мне понравилось, как один из ви-джеев что-то аккуратненько рисовал тонкой
кисточкой на пергаменте – это выглядело так по-японски. Если бы он ещё
рисовал традиционную японскую графику, или, на худой конец, иероглифы
– было бы просто супер. Но он тихонько мазюкал абстрактные картинки. Жаль.
Хотя я понимаю, как ему надоела тамошняя экзотика и нудные иероглифы везде-везде,
вплоть до объявлений в сортире. Примерно как нам староарбатские матрёшки
и расписные балалайки. Второй ви-джей что-то наливал в разные кюветочки,
раскачивал их – на экране расплывались космические пейзажи. А на сцене
продолжалась приджазованная бесня: драйвовые шоу-мэны почти задавили своей
энергетикой и полураздетостью публику у сцены. Две полуобнажённые девушки
извивались голыми животами в пародии на восточные танцы, поблескивая побрякушками
и стекляшками своих бикини. На передовой было так интенсивно зашоумэнино,
что присутствующие просто не могли отвлечься на музыкантов, которые, между
прочим, очень классно и драйвого рубились без пауз и передыха. В какой-то
момент мне показалось, что кроме меня вообще никто не слушает музыку,
все просто таращатся на голые пупки японок. Это даже несколько обидело
меня. Хотя мне-то какое дело, это музыкантам надо хоть изредка уводить
на задний план полуобнажённых людей, если они хотят, чтобы их чем-то отличали
от аккомпаниаторов в стрип-баре. И вообще после первых 15 минут весь передний
отряд шоу можно было убрать. А справа и слева почти постоянно эффектно
шевелили пространство танцовщики буто. Я старалась смотреть только на
них и на музыкантов, выбрав такое место в зале, чтобы вызывающе вульгарные
фронтмэны и фронтвумэны ШИБУСЫ не слишком попадали в поле зрения. Буто
же я вообще люблю – меня возбуждает пост-хиросимная пластика облучённых
тел. Как известно, буто возник в Японии в 50-х годах ХХ века и на формирование
его эстетики повлияли, без сомнения, атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки.
Именно оттуда эта самоуглублённая, искажённая пластика движений, имитация
распадающегося пространства, разлагающейся плоти, эти лысые, покрытые
белыми струпьями тела, апокалипсическая бесстрастность лиц. Кто-то, возможно,
видит в этом продолжение японских театральных традиций Но. А меня повергает
в магический ступор скрытый ужас футуристического бытия пост-ядерной планеты,
неизбежные мутации человеческого тела и духа, уродливость взаимоотношений
людей в таком мире. Именно бесстрастные под толстым слоем белил лица танцовщиков
буто сглаживали изрядную попсовость зрелища. Я понимаю, без попса фри-джазовому
коллективу сейчас не выжить – времена альтернативы и изысканности маргинальных
тусовок прошли безвозвратно. И не только у нас, но и по всему миру. Ведь
закрылся даже нью-йоркский клуб Ниттинг Фэктори! А уж они-то были явно
центром вселенной фри-джаза. Поэтому я постаралась расслабиться, выкинуть
из головы все «умные» мысли и бросилась прямо к сцене поближе к своему
юному интеллектуалу. Буду беситься и прыгать, как когда-то на рок-концертах.
Тем более, что музыканты у ШИБУСЫ действительно великолепные, а это сейчас,
среди всех этих «тараканов», «биллисбэндов» и «уматурман», такая редкость!
Танцовщики буто спустились с флангов вниз на подиум перед сценой, над
головами парил огромный золотой дракон, мой мальчик терпко пах юным мужским
телом, возбуждающе курчавились волосы на лобке одного из танцоров, белая
набедренная повязка спустилась чуть вниз… белая краска чуть осыпалась
с волосков… узкие чёрные глаза были возбуждающе бесстрастны, распахнулось
пальто у главного шоу-мена и через его красные плавки прямо на уровне
моих глаз бугрился и трепетал каких-то фантастических размеров пенис.
Я постаралась задавить в зародыше ехидную мысль о средневековых гульфиках,
в которые мужчины накладывали апельсины, чтобы возвысить себя в глазах
дам. «Не надо отвлекаться, - подумала я, - если хочешь получить удовольствие».
Последнее время излишняя рассудочность и ироничность, невозможность не
думать или хотя бы думать не о каких-то интимных курьёзностях в самые
неподходящие моменты развалила мне множество перспективных встреч и кулуарных
моментов. И сейчас я твёрдо решила не отвлекаться и расслабиться по полной.
Тем более, что уже давно я не слышала и не видела такого высокопрофессионального
действа. Слов нет, SHIBUSASHIRAZU – мощный коллектив, достойные музыканты,
отличная техническая база. Всё было просто великолепно… Только мне все
равно было немного не по себе: жаль, что не видит этого сейшена сам Курёхин
– интересно, заценил бы он японцев? Нет Коли Дмитриева, который и начал
проводить московскую часть фестиваля современной культуры Сергея Курёхина.
Началом уже 8-го такого фестиваля и стало выступление ШИБУСЫ 20 апреля
2005 г. |
|
Я шла в обнимку с моим мальчиком по апрельской ночной
Москве. Пахло весной. В Японии, наверное, уже зацвела сакура… |
|
Радиоактивная
Фанни Остергайзер. |