Уже несколько раз в Москве отменялись визиты "настоящих суфиев" и их представления.
И в клубе "Дом", и в театре Васильева во время Всемирной театральной олимпиады.
Поэтому я без особой надежды брел по гнусной ноябрьской московской непогоди к клубу "Дом" на концерт суфийской музыки, долженствоваший происходить в рамках "Мусульманского проекта" 17 ноября.
Пригласительный билет был красивым-красивым, что заставляло надеяться, что мероприятие все же состоится.
Вот только цена смущала - 600-1500 руб.
Как-то это несерьезно.
Кому, к дьяволу, нужна эта занудная суфийская музыка?
Мне-то понятно, почему интересно: я уже давно слушаю Nusrat Fateh Ali Khan и хочу, наконец, вживую услышать и увидеть легендарные пляски дервишей, впадающих в религиозный экстаз от собственного своеобразного аудио-визуального исполнения особых молитв братства, членами которого являются суфии.
Мне так и виделись одетые в шерстяные накидки суровые аскеты, и я, чудом попавший на их тайный общий зикр в скрытой обители в установленный ритуальный день и час.
Все это, конечно, глупости.
Хотя слово "суфий" в переводе с арабского действительно означает "носящий шерстяной плащ".
И это религиозное течение ислама, возникшее в 8-9 вв., до сих пор окутывает некий мистический ореол.
Ореол его языческого доисламского прошлого.
Признавая реальным лишь существование бога, а окружающие вещи и явления - его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с богом, требуя отрешения от всего земного.
"Соединение с богом", по их учению, присходит в экстазе, до которого должны доводить себя верующие.
Жаль только, что красивый Аль-Газали вписал их в ислам.
Оставались бы в своей языческой принадлежности и природной сущности.

Я был готов впасть в любой экстаз, чтобы только не видеть грязно-слякотных московских улиц, не слышать завывания ветра в городских переулках, не вдыхать запаха смога и бесконечных помоек, окружающих столичные продовольственные ларьки.
Но, увы, наш прагматичный век не мог пройти мимо такого восхитительного мирозданческого прибамбаса, как суфизм!
Он наложил (простите за пафос) свою грубую длань барыги, с унизанными аляпистыми золотыми печатками жирными пальцами, на это аскетичное и экстазное явление.
И конечно же в клубе "Дом" (кстати, набитом битком несмотря на бешеные цены за вход), вместо мрачновато-однообразной ритмической мистерии на религиозные тексты, я увидел симпатичный ансамблец восточной музыки "Sabri Brothers" из Пакистана, милый, но не имеющий никакого отношения к суфийскому искусству.

Тем не менее, я прекрасно провел время на вальяжно раскинутых коврах (какие "домушники" все же молодцы - такой приятный интерьерчик сделали к этому концертику) в окружении развешенных по стенах чапанов и чинно разувшихся при входе лиц явно "восточной национальности".
А на сцене живописно расположилась группа нарядно одетых мужчин, исполняющих что-то вроде саундтрека к типовому индийскому фильму.
Очень мне нравятся индийские фильмы: бах-бах, настучали друг другу по голове, попели, потанцевали, потом поплакали дружно, мужчины толстенькие, женщины в ярких сари, и давай опять петь!
Так все замечательно, красиво, без затей всех этих западных, подлых.
Вот такой нарядный веселенький вечерок и у меня выдался в самом центре Москвы в разгар омерзительной надвигающейся зимы.
Вот только какое отношение "завораживающие ритмы музыки qawwali" имеют к суфизму и суфийской музыке надо еще разобраться.
А то, что все происходящее в этот вечер ничего общего с аскезой суфизма не имело - это вне всякого сомнения.
Может это и к лучшему?

Никодим Каламдан.

Видео