Ай да Петрушка,
Ноги дубовые,
Кудри шелковые.
Сам ходит,
Сам бродит,
Кричит, смеется,
Редко дерется!

Еще в прошлом году на фестивале вертепных театров мы познакомились с интереснейшим человеком, энтузиастом и знатоком традиционного старинного русского театра Александром Грефом. Он показывал тогда свой вертеп. И обмолвился о том, что его Бродячий театр показывает, кроме вертепных представлений, настоящего Петрушку. Что такое старинный ярмарочный Петрушка я примерно представляла. По каким-то обрывкам застрявших в памяти старых советских фильмов о дореволюционной России, по книгам и детским стихам. Догадывалась, что это не совсем то, что надо бы знать об этом интереснейшем персонаже народной русской истории, ведь Петрушка это не просто ярмарочное представление традиционного перчаточного Петрушки, это - символом русского театра кукол.
Петрушка, как и итальянский Пульчинелла, английский Панч или немецкий Касперс, исполняется в очень сложной старинной технике с использованием специфического петрушечного "голоса" - "пищика" или иначе "говорка".
И вот в один морозный декабрьский вечер я пошла на Петрушку в исполнении театра Александра Грефа. В музее декоративно-прикладного искусства, огромном и роскошном особняке на Садовом кольце, не нашлось для представления более достойного места, чем вестибюль полуподвального этажа. Именно в этом переходе от сортиров к котельной и происходило чудо возрождения старинного русского народного театра. Именно "Чудо". По-другому назвать это просто нельзя. Из-за небольшой ситцевой ширмы выскочил, как чертик из сувенирной шкатулки, уморительно смешно картавящий и до крайности воинственный деревянный человечек. Заверещал, загримасничал всем своим одетым в красный плюш деревянным тельцем. Вокруг него завертелась карусель потешных персонажей, достаточно сложных ритмических переборов, издаваемых разными дубинками, игрушечными барабанчиками, валиками для белья. Прачка, генерал, "дохтур из неметчины" - все болтали одновременно и сразу, но всех сбивал в кучу пищиковый говорок Петрушки, его балаганное мельтешение и постоянное обращение к публике.
Надо отметить, что традиционно петрушечное представление - часть ярмарочного действа, в которое вовлекаются зрители всех возрастов от мала до велика, именно к ним взывает генерал с провокационным вопросом: где прячется Петрушка, к ним, зрителям, все время пристает и сам Петрушка, по ходу действия выкрикивая шутки ярмарочных зазывал. Современная публика тяжела на такое "балаганное" общение. Её трудно раскачать и заставить сопереживать. Но к концу представления у Петрушки это все же худо-бедно получилось. А у меня восторг сопричастности проявился гораздо позже, когда я смотрела видеозапись спектакля. И мне вновь захотелось пережить эти минуты, но в конце представления вместе с детишками подбежать к Петрушке, бросить в его мешок горсть конфет, пожать его деревянную руку, посвистеть на его свистульках.
Представление Петрушки уместно и в школьном актовом зале, и на дне рождения в семье, и на огромной праздничной площади. Это представление - яркий образец традиционной отечественной культуры и ярмарочных гуляний. И, наконец, это просто веселое и жизнерадостное событие для каждого его зрителя в любое время года, в любом месте, всегда и везде. Ура Петрушке!


P. S. Самое потрясающее это то, что все роли в представлении исполняла одна девушка! И когда она вышла из-за ширмы, такая маленькая и милая, одна, совсем одна - я просто оцепенела от удивления.

 

Видео