Ай да Петрушка,
Ноги дубовые,
Кудри шелковые.
Сам ходит,
Сам бродит,
Кричит, смеется,
Редко дерется!
Еще в прошлом году на фестивале вертепных
театров мы познакомились с интереснейшим человеком, энтузиастом
и знатоком традиционного старинного русского театра Александром Грефом.
Он показывал тогда свой вертеп. И обмолвился о том, что его Бродячий
театр показывает, кроме вертепных представлений, настоящего Петрушку.
Что такое старинный ярмарочный Петрушка я примерно представляла. По
каким-то обрывкам застрявших в памяти старых советских фильмов о дореволюционной
России, по книгам и детским стихам. Догадывалась, что это не совсем
то, что надо бы знать об этом интереснейшем персонаже народной русской
истории, ведь Петрушка это не просто ярмарочное представление традиционного
перчаточного Петрушки, это - символом русского театра кукол.
Петрушка, как и итальянский Пульчинелла, английский Панч или немецкий
Касперс, исполняется в очень сложной старинной технике с использованием
специфического петрушечного "голоса" - "пищика"
или иначе "говорка".
И вот в один морозный декабрьский вечер я пошла на Петрушку в исполнении
театра Александра Грефа. В музее декоративно-прикладного искусства,
огромном и роскошном особняке на Садовом кольце, не нашлось для представления
более достойного места, чем вестибюль полуподвального этажа. Именно
в этом переходе от сортиров к котельной и происходило чудо возрождения
старинного русского народного театра. Именно "Чудо". По-другому
назвать это просто нельзя. Из-за небольшой ситцевой ширмы выскочил,
как чертик из сувенирной шкатулки, уморительно смешно картавящий и до
крайности воинственный деревянный человечек. Заверещал, загримасничал
всем своим одетым в красный плюш деревянным тельцем. Вокруг него завертелась
карусель потешных персонажей, достаточно сложных ритмических переборов,
издаваемых разными дубинками, игрушечными барабанчиками, валиками для
белья. Прачка, генерал, "дохтур из неметчины" - все болтали
одновременно и сразу, но всех сбивал в кучу пищиковый говорок Петрушки,
его балаганное мельтешение и постоянное обращение к публике.
Надо отметить, что традиционно петрушечное представление - часть ярмарочного
действа, в которое вовлекаются зрители всех возрастов от мала до велика,
именно к ним взывает генерал с провокационным вопросом: где прячется
Петрушка, к ним, зрителям, все время пристает и сам Петрушка, по ходу
действия выкрикивая шутки ярмарочных зазывал. Современная публика тяжела
на такое "балаганное" общение. Её трудно раскачать и заставить
сопереживать. Но к концу представления у Петрушки это все же худо-бедно
получилось. А у меня восторг сопричастности проявился гораздо позже,
когда я смотрела видеозапись спектакля. И мне вновь захотелось пережить
эти минуты, но в конце представления вместе с детишками подбежать к
Петрушке, бросить в его мешок горсть конфет, пожать его деревянную руку,
посвистеть на его свистульках.
Представление Петрушки уместно и в школьном актовом зале, и на дне рождения
в семье, и на огромной праздничной площади. Это представление - яркий
образец традиционной отечественной культуры и ярмарочных гуляний. И,
наконец, это просто веселое и жизнерадостное событие для каждого его
зрителя в любое время года, в любом месте, всегда и везде. Ура Петрушке!
P. S.
Самое потрясающее это то, что все роли в представлении исполняла одна
девушка! И когда она вышла из-за ширмы, такая маленькая и милая, одна,
совсем одна - я просто оцепенела от удивления.