Перпендикулярные миры параллельного кино.

Смотрел фильмы Юфита, братьев Алейниковых, Дебила, Юхананова и других параллельщиков в середине 80-х. Нравилось. Забавные, черно-белые, аппелирующие к киноавангарду начала века, наивные, но трогательные игрой непрофессиональных актеров, неуклюжим монтажем, бедным светом. Некрофилия - прелестный и смешной шарж на Фрейда. Вращение Земли - буквальная круговерть вокруг палочки, обозначающей Северный полюс. Реминисценции к Эйзенштейну - буквальны раскраской кадров цветным фломастером. Минимальными средствами, при минимальных технических возможностях молодые ребята играют в кино. И часто их 10-минутные фильмы, простые и забавные, смотрелись интереснее двухсерийных опусов киностудии "Мосфильм" или студии им. Довженко. И это вполне естественно. Очень часто трудности, безденежье, малюсенькие, но возможности, заставляют голову лучше соображать, жажда высказать что-то, чтобы тебя поняли, выжимает и выкручивает мозги, выдавая совершенно парадоксальные решения и ходы. Все это и можно было наблюдать у отечественных авторов параллельного и перпендикулярного кино.
Прошло десятилетие. Самиздатовский журнал СИНЕ ФАНТОМ, рупор и идеолог движения параллельщиков 80-х, после 10 лет молчания, вновь всплыл. Но уже как клуб и сайт в Интернете. И имена в нем почти те же. И слова те же. И манифесты. И фестивали. Вот только фильмы... Пришел в СКРИН, чмыгая ностальгической соплей. Комета прибавила соплей, вспомнив публикации о параллельщиках в ЗОМБИ. Узнал Бориса Юхананова, который стал таким чистеньким, ублаготворенным, мирным, ну прямо еврейский мальчик - отличник в провинциальной гимназии города Бердичева. Сейчас он ведет свой класс где-то во ВГИКе что ли... Учит детишек "быть режиссерами". Игорь Алейников умер. Глеб - большой и добрый. Девочки - стильные, но скушные, мальчики - пьют только чай и молоко. Пиво и портвейн их тусовок остался в прошлом. Так же как и само параллельное кино. С первой же ленты "Суд над Брунером" мне показалось, что я попал явно не туда. "Тут не просмотрик ли рекламных роликов региональных телекомпаний?"- спросил я у соседа справа. Он плохо посмотрел на меня. Потом я узнал, что это был один из авторов. Но не этого фильма. Какого-то другого. Настроение испортилось. Пленка Кодак, безукоризненный свет, компьютерные навороты, английский язык (девочка-режиссер этого фильма Ольга Столповская, щебетала, что, мол, все делается в расчете на европейские фестивали, а ТУТ эти фильмы никому не нужны). Все время хотелось надерзить ей: а ты что, дочка, заработать этим хочешь? Здорово. Только зачем называть это альтернативным кинематографом. Иди в рекламный бизнес, отдохни. Не мучай головку дурными мыслями. Ты такая прелестная, в таких кожаных штанишках, так профессионально снимаешь и монтируешь. Иди, деточка, иди... Я сдержался. Не хотел портить Комете сейшен. Потом, правда, были минималистские новеллы Агенства Синий Суп, "Эмма Цунц" - четкий образец вторичного переосмысления авангарда начала века, "Дзенбоксинг" - вариант убогой, но рейтинговой телевизионной передачи "ОСП-студия". Только от нее меня тошнит, а от последней ленты Алейникова просто скушно. Порадовали лишь "Четыре предмета" Дулерайна и Рауха. Пожалуй, только это можно назвать параллельным кино в том виде, в котором это все задумывалось когда-то давным-давно. Черный, но юмор, экспрессия талантливых дилетантов, актеры - художники. Серое небо. Белый снег. Пересеклись грани веков и шпалы заплеванной железнодорожной насыпи. Человек с топором в спине встал и пошел гулять в грязном подмосковном лесочке.
Как и положено, пересеклись параллельные прямые.

Марчелло Попеску.