ТАНЦУЮТ ВСЕ!

:

В 1991 г. в Москве прошли первые мастер-классы и гастроли мастеров современного танца.

В 1997 г. в столице же прошел российско-американский фестиваль ADF II. К этому времени у нас уже существовали свои труппы современного танца, но все это носило чрезвычайно замкнутый и какой-то маргинальный характер.

Первый Европейский фестиваль современного танца в Москве состоялся осенью 1999 г. Труппы из Франции, Германии, Великобритании, Бельгии и Нидерландов показали разные грани современного танца.

Октябрь 2000 г. - фестиваль ADF/Россия III. Впервые фестиваль продвинулся за пределы Москвы. Танцовщики из США побывали в городах российской глубинки.

Итак, с 14 сентября по 28 октября 2001 г. на разных столичных площадках проходили выступления коллективов в рамках 2 Европейского фестиваля современного танца. Не возьмусь проводить их полный обзор: каюсь, посещал далеко не все, да и специалистом в данной области не являюсь. Но ведь кому-то надо об этом писать, так как наши СМИ и журналисты-культурологи заняты какими-то своими проблемами, а никак не современным танцем или чем-либо подобным. Из проблем культуры их интересуют в основном закулисные интриги в Большом театре ( это в лучшем случае) или новости отечественной поп-сцены (в худшем). Я, конечно, понимаю, что интервью с Найком Борзовым - более гонорарное дело, но вот только где набрать достаточное количество гигиенических салфеток, чтобы вытирать блевотину после общения с ним. Его бездонное косноязычие с бесконечными "как бы", "скажем так", "в общем-то", перемежающееся глубокомысленными сентенциями о бренности бытия, заставляют пожелать ему, его интервьюеру, себе - как можно более скорейшей переправки в мир иной, в мир безмолвия и пустоты. Единственное, что возвращает желание еще немного пожить - это как раз что-то типа фестиваля, о котором я пишу. И предчувствие того, что кому-то еще, возможно, эта статья спасет жизнь, показавшуюся безысходно убогой от ужасов превалирования в ней Газманова в боксерских перчатках, волоокого Киркорова с его перепевками турецких шлягеров, "трех матерных слов" Борзова, "мадам Брошкиной" и пр. Подождите, не спешите насильственно прерывать ее, жизнь, ибо в ней есть еще кое-что прекрасное. И вы не одиноки в его поисках.

Жаль, конечно, если вы не попали на представления II фестиваля Европейского танца в Москве. Но я уже писал, например, о спектакле "ТАМ" норвежского театра ЙО СТРОМГРЕН КОМПАНИ. А в последний день фестиваля я получил огромный заряд жизнеутверждающей энергии на гала-концерте "Русский вечер". В нем принимало участие 15 российских коллективов из Москвы, Питера, Челябинска, Перми, Екатеринбурга, Казани, Североуральска. До этого я был на замечательном спектакле Балета Евгения Панфилова (Пермь) и Театра современного танца Ольги Пона (Челябинск). Поэтому я уже внутренне подготовился к высокому уровню наших коллективов современного танца. Евгений Панфилов создал свой Балет еще в 1987 г. Его можно считать старейшиной модерн данса в России. А в 2000 г. его театр получил статус государственного театра. Он создал 50 балетов и 70 миниатюр. В этом году Панфилов плучил Национальную премию "Золотая маска" в номинации "новация". Он является президентм Российского отделения Всемирного танцевального альянса. На фестиваль Балет Панфилова привез спектакль "Разные трамваи", эпиграфом к которому служат слова Альберта Камю: "Бывает, что привычные декрации рушатся. Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота все в том же ритме - вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос "зачем"?" На сцене два мятущихся человека, две души в поисках смысла бытия рвущих свою оболочку. А по белому холсту перед сценой сходятся и расходятся, вернее сползаются и вновь рассползаются, извиваясь в бесполо эротичных конвульсиях обнаженные мужчина и женщина. Бесконечный дуализм всего живого, бесконечный поиск своей половины, своего особого пути, своего понимания жизни, страхи, горечь, безумная надежда и вера в то, что жизнь не бессмысленна, что именно твоя душа существует и обретет вечность. Все свивается в тугой узел эмоциональных движений, не имеющих ни начала, ни конца, ни хотя бы утешающего слияния двух контуров. Ничего. На Украине в 80-е годы была маловразумительная рок-группа с замечательным названием " Там? Нет ничего!". Резюме любой жизненной формы. Сведение ее к примитивному определению: жизнь-это борьба с энтропией. И вполне естественным выглядит объединение в одном вечере этого спектакля со спектаклем Челябинского театра современного танца "www.лица.ru". Это работа молодого, но очень интересного хореографа и педагога Ольги Пона. Ее спектакль "Зарисовки с натуры" удостоен национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучший спектакль современного танца" (2001). Фоном "www.лица.ru" является стилизованная проекция компьютерного монитора, со сменой лиц на нем, с имитацией компьютерных программных сбоев. Параллельно жизни и танцу на сцене идет какая-то своя жизнь и движение в цифровом мире. И эта вторая жизнь, безусловна, ближе к понятию "вечность". И хотя и там, и там происходит смена лиц, но лица из компьютера могут возникнуть вновь в любое время. Они как бы нарушают философское утверждение о том, что нельзя войти дважды в одну реку. Они входят в нее вновь и вновь. В отличие от движущихся фигур на реальной сцене, каждое движение которых неповторимо.

Оба этих уральских коллектива участвовали и в гала-концерте фестиваля, условием которого было не более чем 12-минутное представление, ибо в два часа надо было вместить все многообразие российских групп современного танца. И устроителям фестиваля это удалось. Не смогу подробно рассказать обо всем, но хотя бы перечислю все коллективы и в двух словах постараюсь передать впечатления от их выступлений. Вы же сможете кое-что, на мой взгляд, лучшее, посмотреть сами и составить свое мнение об увиденном.

Итак, открыли гала-концерт, естественно, хозяева - москвичи. Мы сняли всего несколько минут этого блестящекостюмного безобразия, не имеющего никакого отношения к модерн дансу, но явно присходящего из какого-то балетного училица и профессионального классического балета. Здесь говорить просто не о чем.

"ОКОЕМ", Челябинск. Восхитительная миниатюра "Цикада" под музыку Шинед О' Коннор. Изысканные костюмы, отточенные позы с каких-то смутно знакомых фресок. Хореография Александра Гурвича интересна именно своим подтекстом, аннотациями к чему-то знакомому, но, возможно, забытому. Это было особенно заметно во второй представленной этим театром миниатюре "Ма..." Звуковое оформление ее - радиоэфир в компьютерной обработке. Музыки нет вовсе. Только голоса дикторов новостийных передач: война, Афганистан, террористические акты, жертвы... А на сцене мечущаяся женская фигура, переполненная ужасом и страхом от всего происходящего в окружающем ее мире. Из этого мини-спектакля надо делать антивоенный видеоролик и принудительно крутить его на всех ТВ-каналах мира.

"ЭКСЦЕНТРИК-БАЛЕТ", Екатеринбург. По-видимому, можно говорить уже о какой-то "школе" уральского модерн данса - каждый коллектив оттуда почти наверняка покажет что-то интересное, необычное, философско-усложненное по смыслу, но безукоризненно современное по форме. Представленный театром фрагмент из спектакля "Голос" (хореография Сергея Смирнова, музыка А. Воленвеййдера, М.Монка, Теобалти) заставил вспомнить бесконечно любимого мною Параджанова: причудливый узор, составленный из черно-белых фигур, переливается как в калейдосскопе, но только не в детском цветном, а в специальной взрослой игрушке, воплощающей в себе искусство художника-гафика, работающей в сложном минимализме двух цветов. А ведь этими двумя красками тоже можно нарисовать восхитительные букеты и пейзажи!

"П.О.В.С.ТАНЦЫ", Москва. О них мы говорили много еще в прошлом году. И будем говорить в декабре этого, когда они с Пепеляевым проведут свой собственный танцевальный фестиваль. Так что здесь мы пйдем дальше.

"КИСЛОТНЫЙ ДОЖДЬ", Челябинск. Используемая фонограмма вульгарного русского поп-рок исполнителя Сергея Чигракова (Чижа) сразу оттолкнула меня от этого коллектива. Тем более, что неизбывный дух академизма вносил во все это свою лепту: подзаголовок их названия "Ансамбль современного танца Государственного педагогического университета". Ага, а тексты Чижа и Сукачева будущие педагоги будут заставлять заучивать своих учеников.

"МОДЕРН-ДАНС-ТЕАТР", Москва. Об этом коллективе под руководством екатеринбургского хореографа Натальи Широковой мы также писали уже. И ее спектакль "Человек по прозвищу человек" показывали. На гала-концерте Широкова представила фрагмент из этого спектакля. Как всегда, больше всего аплодисментов сорвала маленькая девочка, проходящая по сцене по ходу действия: трогательное неуклюжее существо, гораздо более необходимое для жизни, чем все эти экзальтированные танцующие дяди и тети.

"КАННОН-ДАНС", Питер. Школа джаз-модерн танца и танцевальная компания под руководствой Натальи и Вадима Каспаровых использовала для своей миниатюры "Когда время на исходе" интереснейшую фонграмму - музыку Хюр Ле Бара. Надо сказать, что почти все модерн данс группы очень внимательноо и смело работают со звуком. В этом я еще раз убедился во время выступления "РУССКОГО КАМЕРНОГО БАЛЕТА" (Москва): одна из их миниатюр шла под совершенно феерическое исполнение русской народной песни "Рябинушка" каким-то чукчей или эскимосом - зал лежал от хохота.

А фрагмент "Фуга" "КАМЕРНОГО БАЛЕТА "ПАНТЕРА" из Казани под музыку А. Шнитке вызвал невольное уважение соответствием сложной пластической визуальной формы сложной музыкальной форме. Две женщины сумели создать с неодушевленным предметом - обычным квадратным столом - драматическе напряженное действие, заставляющее сопереживать и пристально следить за коллизиями передвижений всех троих участников по пространству сцены.


"КЛАСС ЭКСПРЕССИВНОЙ ПЛАСТИКИ" Геннадия Абрамова, Москва. я не очень-то хорошо знаком с творчеством труппы Абрамова, мне как-то все больше случалось видеть его учеников: то о том, то о другом говорят, что они "ученики Абрамова, но ушли от него по идейным соображениям". Так говорят, например, о "П.О.В.С.ТАНЦАХ". А спектакли самих абрамцевцев я видел всего несколько раз. И последний раз это была "Стая". Угнетающе беззвучное, серое действо, насыщенное сложной, почти гимнастической, пластикой, но совершенно в духе нашей безысходно-уродливой заоконной действительности. Поэтому я даже собрался выйти покурить в вестибюль, когда объявили его миниатюру "Мышь в горохе" - не хотел портить себе праздник. Но, Абрамов оказался непредсказуем. И я понял, почему его так обожают поклонники и так ревниво к нему относятся ушедшие от него ученики. Под шаманский барабанный накат по сцене двигались феерически яркие фигуры, в огромных масках, гигантских бразильско-карнавальных боа, многорукие оттого, что возникали из-за спин друг друга во все изменяющихся сложнейших костюмо-декорацциях. Это был праздник! Все, присходящее до этого было хорошо, но все же монохромно, а это... Праздник... Которого почти не осталось в нашей жизни, с толпами нищих стариков и больных детей на улицах, с мафиозными разборками и тупыми ряхами хозяев особняков в нашем "новом" кино, с телевизионно-рекламным беспределом и старомодной социальщиной полысевших концептуалистов, с невыносимо тупоумной попсой и бесстыдно коммерциализованным поп-роком. А тут на сцене феерия света, ярких образов, эмоций, та самая метафизика сценической энергетики, о которой писал Арто. Причем позитивной энергетики. На этом бы и закончить, но...

"ДОРОГА ИЗ ГОРОДА", Казань. Не хочется ругаться в такой прекрасный вечер, но три коллектива фестивального русского гала-концерта отличались самым ужасным качеством для современного искусства вообще - пафосом: открывающие концерт москвичи, эта толпа в развивающихся одеждах из Казани и еще одно кошмарное трио женщин из Североуральска "МАРЬИН СПЕВ". Ни малейшей иронии, тем паче самоиронии. Прямолинейный кондовый пафос. Уместный на военных плакатах, в патриотических фильмах, в симфонических залах. Но совершенно неуместный рядом со словочетанием "модерн данс", где даже умирающие лебеди умирают от банального холода, чахоточно дрожжа в растянутых бесформенных свитерах, надетых поверх классических балетных пачек, как в восхитительной миниатюре "БАЛЕТА ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА" "Капитуляция". Это капитуляция пафосного и претенциозного классического балета перед свободой и экспрессией современной пластики. И хотя, на мой взгляд, Панфилов все же слишком категоричен, но его позиция мне понятна. И понятно все то лучшее, что я увидел на фестивале.

Нельзя не рассказать о потрясающем завершающем аккорде этого вечера: выступлении юных учеников ШКОЛЫ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА НИКОЛАЯ ОГРЫЗКОВА. Они показали фрагмент из спектакля "Свадебка". Думаю, что иностранные участники фестиваля, присутствовавшие в зале в качестве зрителей, ушли после "Русского вечера" в полностью деморализованном состоянии: ведь если даже наши дети показывают такой высочайший класс мастерства, такую смелость и понимание эстетики современного танца, то через несколько лет росссийский модерн данс займет ту же самую недосягаемую высоту, какую занимал в свое время русский классический балет. Дети были неподражаемы! Виртуозны! Значит у нас еще есть надежда.

 

Надеюсь, вы получите то же наслаждение от гала-концерта "Русский вечер", какое получил и я. И почувствуете себя лучше, умнее, интереснее. И осенний ветер за окном уже не будет навевать на вас то чувство безысходности, которое так больно зажимает что-то там в груди. Ведь люди все же ТАНЦУЮТ!

Марчелло Попеску.

Видео