Московские концептуалисты
и нью-йоркские таксисты.
В моей бедной слабой голове все все летовские мероприятия
постепенно сливаются в один курчавый, дудящий, сверкающий ком. Вот и две
встречи в СКРИНе с Летовым в январе образовали в моем сознании одну большую
тусовку. Это ничего? Я довоображала встречу, о которой расскажу сейчас.
На самом-то деле был Летов + Кириченко на вечере Академии Литературного
Перфоманса и Летов + Герман Виноградов на традиционной летовской субботе.
Но... позвольте мне поиграться.
На этом домысленном
мною вечере мы были свидетелями почти, можно сказать, знакового события
нашего времени: слева от Сергея Летова расположился известный некогда в
Москве тубоист и трубач Аркадий Кириченко, в течение последних 9 лет работающий
таксистом в городе на берегу Гудзона, а справа - старейший московский перфомансист
Герман Виноградов, неднократно заявлявший о невозможности существования
русского художественного эго вдали от родных могил, русских морозов и нашей
отечественной безысходности. Сама акция была, как впрочем, и почти все
вечера Летова, приятной и светлой. Кириченко здорово смахивал на слегка
побелевшего от радиации негра - еврея, этакий мини-бледно-Луи Армстронг,
с бас-трубой, раздутыми до зеркальных бликов щеками и экстазно закатившимися
очами. Особенно, когда он исполнил на бис парочку блюзовых вокализов на
неузнаваемом английском языке. Такой гарлемский вариант в иордано-рязанском
чепчике. Герман сидел спиной к публике и знай себе наяривал на синтезаторе,
задирая уровень звука до высот пронзительного визга возмущенной аппаратуры
(его приятели утверждают, что он просто давно оглох от какофонии железяк
в музыкальных акциях его домашнего театра, поэтому все остальные звуки
кажутся ему тихим шепотом опадающей листвы). Как бы то ни было, Сергей
Летов производил впечатление какого-то ангела - посредника между двумя
этими личностями. Что недалеко от истины. Все больше восхищаюсь способности
Сергея цементировать и объединять самых казалось бы разных людей, с совершенно
разными музыкальными и эстетическими пристрастиями. После акции для меня
началось самое интересное: Кириченко громко и яростно говорил о том, как
хорошо живется в Америке, о том, что там в каждом сортире есть туалетная
бумага, а молоко возят во все магазины круглые сутки. У нас, конечно, ничего
этого нет, поэтому жить здесь невозможно. Мне стало печально и неуютно.
Все, твердо решила, что завтра же уезжаю в страну небоскребов и желтых
такси работать официанткой или посудомойкой...
Ночью мне приснилось, что я брожу по узким каньонам - улицам на Манхэттене
и ищу где-нибудь общественный туалет, чтобы проверить, а есть ли там бумага,
как обещано. Солнца не видно за гигантскими небоскребами, толпы безликих
людей с пустыми глазницами идут сплошным серым потоком, изредка на 50 секунд
забегая в кабинки эротических лавок на пип-шоу, повсюду висят тысячи часов,
на Таймс-сквер огромный электронный счетчик высвечивает секунды оставшейся
мне без этой самой бумаги жизни. Я в панике мечусь между Ист-33 стрит и
Ист-35 стрит, 6-ой, 7-ой и 8-ой авеню, чуть не сшибаю Крайслер-билдинг,
пытаюсь спросить у прохожих, как пройти на Пушкинскую площадь, но все почему-то
направляют меня в какую-то уличную закусочную "Бургер Кинг" и
пытаются сунуть мне в руки отвратно пахнущую котлету, притаившуюся в мертвецки-бледной
булке. Зато булка завернута в вожделеный кусок туалетной бумаги! И мне
становится так хорошо и покойно, что я просыпаюсь. И решаю погодить ехать
в прекрасную Америкосию, а лучше сделать побольше запасов белых рулончиков
и попытаться пересидеть вечные наши трудные времена здесь, рядом с коммуналкой
Германа Виноградова и саксофонами Сергея Летова, с долгими ночными телефонными
разговорами, бородинским хлебом и Советским шампанским, с вечеринками у
Бори Раскольникова на Пятницкой и в СКРИНе на окраине Москвы, здесь, рядом
с Тургеневской и Пушкинской, Староконюшенным и Калошным, Гоголевским и
Садовым, Остоженкой, Маросейкой, Ордынкой, Таганкой, Новодевичьим, Ваганьковским...
Увы!-русская-душою-и-задницей Фанни Остергайзер.