Спорим, вы не знаете, когда день рождения у японского императора? Подозреваю, что вы даже не знаете, как его, императора, зовут. Так вот, сообщаю, что 23 декабря - день рождения Его Величества императора Японии Акихито. Запомните эту дату, так как именно к ней приурочены в нашей стране достаточно интересные и своеобразные мероприятия. Уже в четвертый раз в России проходит международный фестиваль японской музыки "Душа Японии" ("Nihon-no Kokoro"), инициируемый российско-японским центром музыкальной культуры при московской консерватории при поддержке посольства Японии. И в этом году я совершенно случайно попал на заключительный спектакль этого фестиваля именно 23 декабря. И порадовался такой очередной чудесной случайности в моей и без того наполненной случайностями жизни. По дороге в театр Б. Покровского, который я очень люблю и в который меня пригласили на так называемый "спектакль-икэбану", я еще подумывал, не прикупить ли бутылочку церковного винца кагора в честь приближающегося католического Рождества. Но как-то повод мне показался неубедительным. И тихо подмерзая на невиданном в столице последние годы рождественском морозе, я вбежал в театр на Никольской. Знакомый уютный зал, обтянутый черным або фиолетовым пыльноватым сукном, мягкий гул собирающегося народа (надо же, не только я такой болван, чтобы выходить на улицу в такую погоду - это радует!), причудливые декорации на сцене: имитации свитков из рисовой бумаги, полупрозрачная ширма с иероглифами, четко очерченные цветовые пятна на полу и бамбуковых решетках. Полистал программу спектакля "Предание о цветке стиля". Литературная композиция спектакля составлена Маргаритой Каратыгиной на основе трактата Дзэами Мотокиё с таким же названием и нескольких знаменитых пьес театра Но. Узнал, что понятие Цветка - глубоко символично и многосложно. "Это сценический гений актера, его неповторимый, из глубин сердца исторгнутый стиль, а в более универсальном значении - талант, божественный дар, от рождения заложенный в сердце каждого у нуждающийся в кропотливом "взращивании"… Цветок - это символ высшего соединения искусства и природы, когда красота исполнительского искусства становится такой же безусловной и естественной, как красота природного цветка". Замечательно. Я наполнился благостным ожиданием и покоем. Спектакль начался. Сначала выступил посол Японии в России. И вот тут-то я и узнал, что повод купить когор у меня все же был - день рождение императора Акихито. Чем не повод? Я предался горестному сожалению… Которое усугубилось долгими рассуждениями трех русских мужиков на сцене о бренности бытия, пересыпанными по русскому обычаю обильными цитатами из Гоголя, Чаадаева, Гумилева, Мандельштама и даже Эйзенштейна. Я почувствовал себя ничтожным червем, забывшим эти умные и правильные слова, заучиваемые мною когда-то в университете по программе литературы почти 20 лет назад. Пригорюнился. Как бежит время…

На самом деле давно…
как давно это было!
"Тот, кого я люблю, ждет ли он нашей встречи?",-
думала я, глядя на перо селезня мандарики…

Так бы я и поник, как неполитый цветок, но тут на сцене зазвучали, наконец, флейта сякухати, сямисэн, кото и стали выходить изящные танцовщицы в пышных национальных костюмах, застывая в причудливых позах минималистских японских танцев. А в боковой нише в течение всего спектакля на глазах зрителей составлялись большие икэбаны из самых разных живых цветов. Зима за стенами зала ратворилась в многоцветии букетов и многослойности национальных костюмов.

И цветы, и снег стряхнув…
теперь мои рукава чисты.

В перерывах между прелестными японскими танцевальными миниатюрами, когда на сцене происходили чисто русские интеллегентские кухонные разглагольствования с обильным цитированием русской и нерусской эстетской литературы, пересыпанными фразами, обычно собираемыми умненькими подростками из хороших семей в блокноты под тщательно выписанным названием "Умные мысли", я старался отвлечься и читал про себя моего любимого японского поэта серебряного века Токи Дзэммаро:

Ноги с кровати спустил,
но тапочек не нащупал -
и опять завалился спать…

 

А потом снова звучали кото и сямисэн. Опять расцветали причудливые цветы бытия маленького островного государства на востоке огромного мира. И я опять погружался в благоухание и аритмию чуждой культуры. Воистину: причины цвести и причины осыпаться - в сердце настоящего цветка. И неважно, в какой части света вырос этот цветок. Он всегда прекрасен.

 

Видео