В московском клубе "Дом" прошел уже третий фестиваль голоса: "Глубокая глотка или опасные связки". Молодцы все ж-таки "домушники"! Ведь никому это все не нужно и не интересно, кроме полусотни придурков, вроде нас, а они делают и делают, организовывают и организовывают разные фестивали и фестивальчики. И ведь находят постоянно каких-то новых музыкантов, какие-то новые группы, в основном, правда, все новое идет из-за рубежа, а от Москвы все тот же Пригов с "Алфавитом" 20-летней давности и дико старомодными картинками столь же древнего проекта Гриши Брускина, да уже отнюдь не экзотическая в своей европейской потасканности Саинхо Намчылак. Если позволите, я все же буду считать ее не австрийской певицей, а московской тусовщицей из Тувы. Ибо если бы не тувинский прикид в самом начале ее карьеры, да не участие в авангардных музицированиях с Летовым и другими столичными мальчиками, кто бы ее когда увидел, заценил и вывез в европы. Так она с той поры ничего нового и интересного и не делала. По мне, так уж лучше бы она стала образцовой женой и хозяйкой, как там у немцев: кирка, кухня, киндер. А так смотреть на нее обидно: стриженый европеизированный бабец что-то там пытается спеть, сидя за синтезатором и мучительно выдавливая из себя и из него разные звуки. Зачем, для чего - загадка. Ведь такие вещи люди делают или за большие деньги, или для удовольствия. Денег, насколько я знаю, хозяева "Дома" не платят никогда и никому, такой уж порядок они завели. Соответственно, выступающим надо "словить кайф", вот как Пригову, например.


Он с Брускиным, с "самым художественным музыкантом" Владимиром Тарасовым, контрабасистом Волковым и голосистой Татьяной Бондаренко - свое удовольствие получили. А то, что в зале многим было явно скушновато - их это не колышет. И правильно! Старые московские концептуалисты тусовались в этот вечер в "Доме", как юные пэтэушники на дискотеке в каком-нибудь провинциальном кинотеатре: пили пиво, курили, сверкали лысинами, весело обнимались и целовались, передавали друг другу каталоги Брускина (кстати, выпущенные только с англоязычным текстом - симптоматично!). Они были интересны друг другу, им было хорошо встретиться, поболтать, да еще увидеть кого-то из своих на сцене. Ну и прелестненько. И мне было достаточно уютно, хоть и скучновато. Приговский "Алфавит" я слышала впервые лет 20 назад в университетской столовке на вечере Пригова. Тогда это было "круто", как-то "антисоветски", опасно, правда непонятно почему. Но щекотал нервы оппозиционерский душок: читают как стихи, но не стихи - это не по-нашему, не в русле, не одобрено министерством культуры. А ведь в общем-то приговское творчество никогда рядом не лежало с поэзией. Также как брускинские картины - это и не живопись вовсе. Так, синхронические забавы концептуалистов. Что-то типа: Киса, скажите мне как художник художнику, вы рисовать умеете? Сейчас, когда "все дозволено", хочется послушать да хоть Евтушенко, если уж Блок умер, рассмотреть в деталях роспись Сикстинской капеллы, а не альбомчик устаревше-социальной примитивной карикатуры Брускина. А если карикатуры, то - Бидструпа, пластичной, доброй, язвительной, простой, многослойной - талантливой и вневременной. А если вокальные эксперименты, то венгерской вокалистки Эржи Кисс, горячей, темпераментной, волнующейся, а не устало-манерной Саинхо Намчылак. Кстати, очень понравился венгерский ансамбль KISS ERZSI MUSIC. Он существует с 1996 г. Сама Эржи начинала как актриса и это чувствуется по тому драйву, которое она сумела создать на сцене и в зале. Возникло именно то метафизическое напряжение, о котором говорил Арто. Возможно, сыграло свою роль и то, что Эржи изучала африканскую, азиатскую и другую народную музыку. Возможно, ей помогает достаточно сильный состав ее группы: очень техничный гитарист Csaba Hajnoczy, профессиональный бас-гитарист и барабанщик - выпускник джазового факультета музыкальной академии имени Ференца Листа в Будапеште. Вторая вокалистка - Gabi Kenderesi, солистка одной из самых своеобразных групп на венгерской независимой суене "Kampec Dolores". Во всяком случае, выступление венгров, как мне кажется, было одним из самых удачных на фестивале.

Но самое главное, что фестиваль все же состоялся, что к нам приезжают новые и интересные группы, что есть зритель у этих мероприятий. И что я все еще жива и умудряюсь доползать под московскими осенними ветрами и дождями до мест не столь отдаленных, где есть на что посмотреть и себя, любимую, показать.

Ваша-героически-бредущая-сквозь-непогодь Фанни Остергайзер.

Видео

Видео KISS