Эти строчки
из задорных частушек костромского фольклорного коллектива «Карусель»
можно трактовать и как нечто социально позитивное и как проявление определённой
конъюнктурности, вызывающей у настоящих знатоков и ценителей фольклора
снисходительную усмешку. По моему мнению такая постановка вопроса явно
преждевременна: то, что в зале объекта ХХС (так называли молодые архитекторы
Храм Христа Спасителя в период его «стахановского» по срокам строительства)
собралось несколько сот человек, интересующихся фольклорными мероприятиями
и знакомых друг с другом по многолетней работе с фолком – это ещё не
показатель возросшего интереса к народным традициям со стороны государства
и финансово – медийных структур. Этим самым структурам и каналам глубоко
плевать на русский и всякий-разный фолк. Это пока полный «неформат».
Недаром из всех СМИ наблюдалось прибытие только съёмочной группы канала
«Культура». Хотя то, что они показали в вечерних новостях своего канала
.... Лучше бы их машина не завелась на морозе и они не доехали до ХХС:
две минуты серой картинки с идиотскими коментариями, они даже умудрились
поймать момент, когда старушки, весь день яркие, как райские птицы на
сцене и за кулисами, будоражившие публику своим фланированием по вестибюлям
в народных костюмах, были уже переодевшимися в простые платочки и ветхие
серые кофточки-юбочки. Именно у них, уже таких по-домашнему маленьких
и незаметных, телевизионщики что-то спрашивали о фольклорных песнях
и обрядах. Уму не постижимо! Все уфотографировались этих старушек из
села Отрадное Брянской области в потрясающих старинных нарядах и феерических
головных уборах, а телевизионщики из всего мероприятия выбрали всё такое
жалостливое и монохромно-унылое. Надо ж так постараться. Хотя, с другой
стороны, это, возможно, и хорошо. Ибо как только выступление каких-нибудь
бабулек из брянской глубинки будут снимать все ТВ-каналы, их голосами
наполнится радио-эфир многочисленных коммерческих радиостанций, так
бабульки сразу будут заменены длинноногими красотками, открывающими
рот под фонограмму этих самых бабулек, а их коротковатые панёвы, не
расчитанные на 190 без каблуков и 90х60х90 с силиконом, будут срочно
отреставрированы Зверевым под нужные параметры и обшиты стразами от
Юдашкина. Представляете белгородская панёва, а по её подолу вышивка
золотыми нитями «JUDASHKIN». Пшик – и нет бабулек. Вау – и нет русского
фольклора. Всё опять становится бабкински-кадышевским. Так что народ
пока, слава Богу, на фольклор не валИт. Хотя мероприятие, о котором
я рассказываю сегодня, называется крайне пафосно: Первый Всероссийский
конгресс фольклористов. Он проходил в Москве 1-6 февраля 2006 г. В пресс-релизе
конгресса много громких слов и крупных аббревиатур – ЮНЕСКО, СИОФФ,
ПОФ, ИНСИТА. Не знаю, что это за конторы (разве только о ЮНЕСКО что-то
слышал, причём не очень хвалебное в связи с попыткой сохранить великолепный
памятник архитектуры XII века в Таджикистане Хульбук, от чего ЮНЕСКО
дистанцировался). Но слова из пресс-релиза о «детском и молодёжном фольклорном
движении» в 90-х годах, ранее «задавленном» советским государством,
напомнили мне передовицы советских газет: много и ни о чём. Кто «горел»
этим делом, тот и при советской власти вёл детские фольклорные кружки,
занимался в многочисленных Домах культуры городов и сёл самодеятельностью,
народными танцами, ремёслами. А вот сейчас как раз в структуре государства
не предусмотрено места ни для чего подобного. Все должны зарабатывать
деньги своими увлечениями. Или не иметь их, этих увлечений, вовсе. Роскошь
иметь увлечения доступна только дочкам собчаков и сыновьям михалковых:
они любят верховую езду, имеют конюшни, летают на горнолыжные курорты,
коллекционируют бриллианты или футбольные команды. Для обыкновенных
людей есть только «Обыкновенное чудо» по телевизору в сотый раз. А это
значит, что квартет акарин и ансамбль народной музыки «Купина» должны
понравиться абрамовичам или вованам, чтобы те пригласили их в свои коттеджи
в качестве «рашен экзотик» перед «основным блюдом» - ансамблем «Смоки».
А без этих заработков у ребят не будет ни репетиционной базы, ни костюмов,
ни денег на реставрацию музыкальных инструментов, ни денег на поездки
на какие-нибудь фолковые мероприятия даже во Владимир, не то, что на
Урал или в Англию. Это тебе не советская «халява» с ведомственными Домами
культуры и отчётностью по выполнению планов по художественной самодеятельности,
когда каждая завалящая деревенька просто обязана была выставлять «народный
коллектив» на многочисленные смотры художественной самодеятельности.
А поездки фольклорных коллективов за границу по линии каких-нибудь министерств
или профсоюзов были просто бытовой мелочью. Господи, верни нам эту самую
«халяву»! И я обещаю каждую свою публикацию начинать с эпиграфа из Маркса
или Ленина, специально для этого куплю ППС классиков марксизма-ленинизма
и поставлю их на самое видное место вместо Фейхтвангера и Флобера. Я
на всё согласен, только пусть в деревнях, где сейчас нет даже света,
снова загорится «лампочка Ильича», а в красных уголках, восстановленных
после мерзости присутствия казино и залов игровых автоматов, вновь будут
работать шахматные кружки и курсы кройки и шитья. Я согласен на талоны
на масло, согласен никогда не выезжать за «железный занавес», но пусть
нашим детям делают бесплатные операции и старики получают пенсию в 120
рублей, на которую можно хоть каждый месяц летать в Сочи или к внукам
в Сибирь (билет в Омск на самолёт – 46 руб.) Пусть по ТВ идут съезды
партии хоть до посинения. Но чтобы в кинотеатрах перед началом сеансов
показывали не рекламу очередных американских блокбастеров с потоками
крови и сиськами во всю стену, а хронику уборки урожая и праздников
народной песни в деревне Караваево Костромской области. Тогда не только
несколько сот человек в Зале Церковных Соборов смогут увидеть эти прекрасные
выступления коллективов из Тульской и Брянской области, ребят из Тувы
и Бурятии, гармонистов, ложкарей, гусляров...
А концерт, названный устроителями конгресса «Фольклорные фрески» и впрямь
был очень хорош. Посмотрите его и порадуйтесь тому,что пока ещё что-то
осталось у нас за душой.