23-24 апреля в Москве состоялся
уже VI международный конкурс Высокой моды национального костюма. И нет
ничего удивительного или страшного в том, что я о нём никогда ранее
и не слышал. Мало ли какие тусовки у нас сейчас проходят – и не перечесть.
Почти все «международные», почти все «престижные» и «высокие». А как
я сюда попал? Да, очень просто. Одна знакомая дама, которая уже много
лет занимается русским народным костюмом, получила приглашение показать
там несколько своих работ. А самое забавное, что пригласил её туда Таджикский
культурный центр. В этом было что-то кафкианское, когда в номинации
«Славянский костюм» объявили, что Хижняк Юлию представляет Таджикский
центр. Я так понимаю, что славянских центров сейчас нет. Или они запрещены
законом, как рассадники национализма, или их просто не модно звать на
подобные мероприятия. Надо сказать, что при всей моей глубочайшей любви
к разного рода национальной экзотике, в т.ч. и азиатской, я был изрядно
удивлён и раздосадован всем происходящем в мэрии Москвы в эти дни. Да-да,
именно в роскошном зале нашей мэрии всё это и проистекало. Конкурс проходил
по 6 номинациям: ретро, авангард, славянский костюм, восточный костюм
и кавказский костюм. По ходу конкурса объявили, что, пожалуй, в следующий
раз упразднят авангард и ретро. И вправду, на кой ляд они нужны? Да
и славянский костюм чтой-то не того, бедноват будет. Я бы предложил
оставить только Кавказ и Азию. А называть это по-прежнему Международным
конкурсом. А ещё лучше Вселенским. Все прекрасно понимают, как нуждаются
в поддержке Москвы обнищавшие азиатские и кавказские модельеры. Коллекции,
которые они представили, из последних сил наскребая денежки, по себестоимости
стоят «на глазок» от полумиллиона у.е. и более. Это разве цены? Каждая
бурятская коллекционная шубка из норки или соболя, отделанная авторской
чеканкой и вышивкой пошла бы в Париже за трудно определимую сумму. А
наряды бедных казахов? Золото, стразы, меха, шелка – это пустяки по
сравнению с тем, что они потеряли за годы безжалостного угнетения их
советскими русскими. А огромные роскошные коллекции грузин, обнищавших
до того, что они собираются захватить силой и поделить между собой наше
барахло с военных баз в Грузии. Карачаево-Черкессия, Тува, республика
Алтай – роскошь представленных ими коллекций просто невообразима! И
как странно, убого, нелепо смотрелось даже начало показа славянской
одежды: первая коллекция в этой номинации – шотландский костюм ?! Я
долго ворошил в голове пласты страноведческой и лингвистической информации,
пытаясь найти утраченное мною из-за какого-то, видимо экологического,
маразма звено, связывающее Шотландию со славянами. Какой заколдованной
водички я пивнул, что забыл о такой важной вещи? Из какого «козлиного»
или «чернобыльского» источника? Как я мог забыть, что мы с шотландцами
близнецы - братья? И с ирландцами тоже. Ведь недаром в Москве в последние
годы национальный ирландский праздник день св. Патрика празднуется гораздо
шумнее и заметнее, чем … Чем что? Вы знаете, когда в России празднуются
дни славянской культуры? Я – нет. И вообще, есть ли таковые? Значит
точно, мы – ирландцы. Нет, шотландцы. Короче, упразднить надо всё славянское,
ибо это не наше всё. И костюмы у славян бедненькие, бедненькие. И даже
представляют-то их таджики, да литовцы. В Москве-то их, этих неведомых
славян и поддержать-то некому. Смотрел я на три реконструированных московских
костюма Юлии Хижняк, с их цветастыми фартуками и солнечными кокошниками
– «курицами», и так больно щемило сердце, как будто вспоминало что-то
давным-давно ушедшее, прекрасное, самое прекрасное в мире, родное, любимое.
Женщина постарше, молодка и маленькая девочка в ярких нарядах гордо
пританцовывали на огромной пустой сцене под задорный припев русских
деревенских бабок. И было это мне милее всего злата-серебра и мехов,
которые заполняли эту сцену весь день. Не пора ли московской мэрии,
российскому правительству вспомнить, что Россия и Москва – славянские
земли. И помогать надо не только чужим, а в первую очередь своим, а
то так ведь и до полного сиротства можно дожить. Несладко быть сиротой
в своём доме. Негоже быть непомнящим корней и своей истории. Неправильно
быть хозяином дома, который ты не любишь и не ценишь. Хотелось бы в
мэрии Москвы, в Москве, в России чаще видеть богатства славянского костюма
и роскошь русской культуры, ощущать поддержку нашего национального достоинства
всеми государственными и негосударственными структурами. А иначе, зачем
вы, чиновники и президенты, нужны нам?