Причетница на восьмом холме.

Погляжу я да посмотрю,-
По большой-то дороженьке,
Что за стинь-то шатаетсе,
Костыльком подпираетсе,
Да все впередь подаваетсе,
Встречи все дожидаетсе?

Плачи, вопли, причеты последнее время странно привлекают меня. И не только свадебные, похоронные и рекрутские, то есть традиционные для русского фольклора, но и просто бытовые причитания, не связанные с исполнением какого-либо обряда. Фольклор русского народа - это память о прошлом. Поколения не уходят бесследно и приходящие новые поколения, создавая свою культуру, нередко обращаются к древним корням своей истории, а чем крепче эти корни, тем самобытнее современная культура. Обо всем этом я уже говорила и неоднократно. Впервые фольклорная эстетика задела нас всех четыре года назад, когда у нас появился СКРИН и возможность делать выставки, постоянные концерты, вести галерейную деятельность в Интернете. И с тех пор фольклорная тематика присутствует в нашей жизни и работе постоянно: виртуальная галерея декоративно-прикладного искусства, достаточно часто проходящие у нас выставки народного костюма, выступления фолковых коллективов: "Народный Праздник", "Ладанка", "Нете". Греет, греет душу теплое и солнечное искусство славян. Но почему-то именно в последнее время к этой декоративной цветастости и легкости прибавляется определенная горечь и безысходность. Возможно оттого, что "вошли в моду" дешевые популяризаторы народной культуры, начиная от Надежды Бабкиной и вплоть до откровенно кичевой группы "Балаган-лимитед". Возможно, конечно, что в этих безумных нарядах с элементами народного костюма и в этих электронно-рейверских обработках русских песен что-то и есть. Не знаю. И сама с удовольствием слушаю кассету с записью "Ивана Купалы". Но все чаще появляется желание поставить кассету ансамбля Дмитрия Покровского, а еще лучше старую "мелодийскую" пластиночку 1990 г. "Музыкальный фольклор СССР", на которой собраны записи 1953-1986 гг. аутентичных песен и плачей старушек из разных регионов России. И сердце сладко сжимается от какого-нибудь сиротского плача "об одинокой доле":
Как я ростила, горюшница,
Я рожоных своих детушек...
И так обидно, что и подпеть-то мы толком этому не можем. Хотя и раньше в деревнях, хоть причитать все могли, но на особые случаи звали "профессиональных" плакальщиц, которые обладали поэтическим даром, памятью, набором формул и тем, являющихся основой импровизации. Талантливые вопленицы из северных районов России, где искусство причитывания в 19 веке достигло художественных высот, создали немало причитаний - своеобразных поэм, рассказывающих о судьбе русского крестьянина. Ах, как бы пригодились таланты этих воплениц сейчас! Как иногда хочется выть и рыдать, глядя на все, что происходит вокруг. Как бы завопила баба песню, сулящую несчастье, бедность, болезнь:

Повыли бы мы все вместе, да, глядишь, и полегчало бы. И ведь не меня одну на этакое тянет. В эту субботу Сергей Летов привел в клуб молодую красивую девушку с хорошим старинным именем Алевтина.

Она несколько лет в начале 90-х работала у Покровского, где, по-видимому, и прошла отличную школу добротного русского народного пения. Потом "добила" это еще каким-то джазово-эстрадным опытом и в результате мы увидели очень интересный проект: саксофон Летова и вокально-танцевальные импровизации Алевтины. Босоногая, пластичная девушка, закрыв глаза, плавала в гармонических потоках, напоминая мне одновременно и молодую Пономареву времен ее экспериментов с "Аквариумом", и старуху-плакальщицу из какой-нибудь смоленской деревеньки. До уровня известной вопленицы И.Федосовой (1831-1899), от которой был в восторге сам Ф.И.Шаляпин, Алевтине конечно далеко, но ведь и видели мы всего лишь ее первое публичное выступление. Позднее Алевтина, кстати, сказала мне, что уже давно вынашивает идею программы, составленной только из плачей. И это как-то сразу прибавило ее облику и ощущениям от ее выступления определенной перспективы и сочности: мы видели не все и самое интересное, возможно, нам еще предстоит увидеть. А как приятно чего-то ждать, чего-то светлого и радостного, хоть и со слезами, но слезами, хочется верить, облегчения и очищения.

Видео

ВРИОФО Марыся Пупковец.
И в связи с наступившей весной послушайте заклинание весны в исполнении фольклорного ансамбля села Шарапово Смоленской области.