|
В
селе Борки - не поют. Рядом село Спальное - тоже не поют.
Нигде больше в курских деревнях, некогда известных своими богатыми
песенными традициями, больше не поют. А в Плёхово – поют. Не оттого
ли, что повадились туда московские фольклористы ездить ещё с середины
прошлого века. Всё ездят и ездят, заставляя вспоминать старинные
песни и наигрыши тамошних стариков и старух. Уже выросло не одно
поколение некогда «молодых фольклористов», уж стариками стали те,
кто в то давнее время о пенсии и не думал. А плёховский Тимоня всё
водит свой карагод. Вот только не на улицах курских деревень, а
всё в основном на сценах столичных клубов, да на заграничных фестивальных
площадках. Я не фольклорист. И не этнограф. Мне не проанализировать
феномен плёховской песни. Да и не надо. Меня интересует та тенденция,
которая или погубит аутентичный курский фольклор, или, наоборот,
спасёт его для потомков.
Во время последнего концерта плёховского ансамбля «Тимоня», приехавшего
к своим старинным московским друзьям детскому фольклорному ансамблю
«Веретёнце», меня поразила вскользь брошенная одной бабулькой со
сцены фраза: молодёжь-то на селе есть, вот только неинтересно
им то, что мы поём, не хотят они ни петь, ни карагод водить.
Только москвичам заезжим это всё нравится и интересно.
Они вот уже сколько лет регулярно приезжают в Плёхово, записывают
песни, привозят детишек, которых учат петь плёховские бабушки и
дедушки. Что это? Тяга к экзотике? Протест против мэйнстрима официозной
культуры? Или дают себя знать так называемые «корни», то есть то,
что в предках всех русских есть крестьяне, ибо Россия – аграрная
страна с общинным укладом хозяйствования, всегда глубинным приоритетом
ставила землю, труд на земле, обладание ей. И наша тяга к шести
соткам под ненужную нам картошку, которую всё равно выкопают бомжи,
а мы опять по весне будем возиться на грядках, проклиная их и не
имея сил от них оторваться – это тоже проявление этих самых «исторических
корней». И мечты каждого из нас о каком-то мифическом утре в деревне
с кукареканьем петуха, запахом свежего хлеба из непонятно откуда
взявшейся русской печи, в которой давно уже никто в деревнях никакого
хлеба не печёт, вкусом парного молока, ветки черёмухи, заглядывающей
сквозь кружевную занавеску кухонного окна бревенчатой деревенской
избы… Мы идеализируем какую-то мифологему, прихлёбывая порошковое
молоко из китайской кружки со знаками зодиака азиатского календаря.
Но даже само существование такой «умственной картинки» в голове
абсолютно каждого русского человека – это уже толчок для некоторых
из нас попытаться найти её воплощение, хотя бы частичное. Мы ищем.
И некоторые находят.
25 лет назад образовался московский фольклорный ансамбль «Веретёнце».
Его художественный руководитель Елена Алексеевна Краснопевцева и
музыкальный – Борис Серафимович Ефремов вместе ищут в курских деревнях
закопанные клады традиционной русской культуры. Все эти годы они
вместе с воспитанниками ездят в экспедиции в самые дальние уголки
области, на реку Псел, – как куряне говорят, в Попселье.
«Сама я закончила институт культуры, отделение руководителей народных
хоров, но, честно говоря, народные хоры в прежнем их виде меня не
привлекали, – вспоминает Елена Алексеевна. – Но я прочла книгу о
традиционном фольклоре Анны Васильевны Рудневой, профессора Московской
консерватории. А потом услышала выступления народных певцов из деревень.
В те времена они были довольно редкими. И поняла, где зарыт бесценный
клад, который следует поднять на поверхность и подарить другим.
И моими университетами стала экспедиционная работа, общение с сельскими
стариками, изучение всех сторон жизни, быта этого уникального социума.
Особенно меня привлек Курск с его богатейшим культурным наследием».
Участники «Веретенца» разучили, например, популярный в курских деревнях
танец «Тимоня» с ярко выраженными «мужскими» и «женскими» движениями.
Потом – хоровод, где с помощью цветных поясков женщины выстраивают
определенную фигуру танца. Пояс, кстати, считается одной из самых
ярких деталей народного костюма: девушки ткали его вручную, а затем
цепляли на него гроздья цветных бомбошек и помпончиков. Пояса служили
не только украшением, но и оберегом, их дарили возлюбленным, считалось,
что чем больше помпончиков, тем любовь крепче. В
середине прошлого века домотканые пояса уступили место капроновым
платкам с люрексовой нитью – это был, наверное, последний «писк»
деревенской моды.
Кроме танца, в курских селах сохранился богатый инструментарий.
Некоторые музыкальные инструменты известны с XI века, например кугиклы
– набор тростниковых дудочек, их, как правило, до пяти штук, и все
они умещаются в пальцах одной руки. Есть рожки, балалайки, позже
появилась гармонь. Вот гудки, прообраз современной скрипки, время,
увы, не сохранило. Борис Серафимович Ефремов делает их сам, по фотографиям
в книгах. Столь же богатый инструментарий сохранился только во Владимирской
области – время донесло до нас владимирские рожки. «Веретенце» имеет
в арсенале заливистый квартет рожечников.
|
|
|
Но
самое главное – это все же песня. В репертуаре «Веретенца» их около
трехсот: есть обрядовые, которые пелись в пост, на свадьбах,
на похоронах, а есть те, что поются, когда душа просит. Записаны
они в основном в селе Плёхово. Чем стариннее песня, тем она проще
по музыкальному ладу, витиеватее по тексту, в ней больше поэтических
образов, символики. Можно всегда одну и ту же песню петь, считают
участники ансамбля, и всякий раз это будет другая песня, у нее будет
новое душевное наполнение, звучание, иная внутренняя жизнь. Иногда
песни длятся по 5–7 минут, в них множество куплетов с описаниями
каких-то событий, случившихся в незапамятные времена, например разлука
или встреча с невестой. Иной раз фольклористы запишут в одной деревне
десять куплетов, а в другой, к удивлению своему, им кто-нибудь споет
еще семь-восемь. В свадебную обрядовую песню подставляются имена
конкретных людей – молодожёнов. Вот, скажем, такой текст, завораживающий
своей поэтичностью: «Алексеюшка Матвеевич хорош да пригож, он ходит-бродит
по двору, заходит во конюшенку свою, у воротиков Татьянушка стоит...»
«Если в деревне есть хоть один талантливый певец (мы называем таких
людей мастерами), то весь деревенский ансамбль будет звучать прекрасно,
– говорит Елена. – К великому сожалению, старые мастера уходят,
а с ними исчезает навсегда их песенное богатство». Как это страшно
– потерять навсегда. За последние годы мы так много потеряли и как
государство, и как обычные люди. Потеряли не просто многое, а почти
всё: историю, независимость, друзей, земли, национальную гордость,
военные подвиги, могилы наших воинов, обеспеченную старость, неприкосновенность
жилища, бесплатное образование и медицинское обслуживание, уверенность
в завтрашнем дне, сотни тысяч нерождённых детей.…И вот в этом бесконечно
длинном списке потерь может оказаться ещё одна: потеря русской народной
песни. Не в вариантах «Балаган лимитед» или Бабкиной, а в том исконно
чистом и безукоризненно поэтическом виде деревенского многоголосья,
сопровождаемого танцевальным пересеком или тихим всхлипыванием над
горькой долей русского человека. Как мы будем жить без колыбельных
с гулями, без тетёшек, без застольных песен? Какого это нынешним
молодым мамам, баюкать малышей под матерные песни Шнура? Чувствуют
ли они, что им и их малым деткам чего-то не хватает? И это «что-то»
- не бутылка пива или «кетчупа Балтимор»? Так хочется верить, что
сейчас мы наблюдаем временное затмение национального коллективного
разума. И надо только чуть-чуть продержаться, капельку потерпеть
и вновь зазвучит:
«Жаворонки,
жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!»
Моя
дочь-первоклассница на днях выступала на заседании Научно-лицейского
общества в школе, где она учится. А учится она в старой муниципальной
московской гимназии Фридмана. Тема её доклада «Русское народное
искусство». Её классный руководитель знала, что девочка уже три
года ходит в «Веретёнце» и попросила нас представить младшие классы
на заседании НЛО. Мы, конечно, согласились, хотя доклад 7-летней
девочки – это трудно представить. Готовились долго, тщательно, перебирая
предметы нашей маленькой коллекции различных русских промыслов.
И вот в день доклада дочь в девичьем сарафане курской области с
пышным «хвостом» из разноцветных капроновых платков, а я в свадебном
наряде рязанской области с корзиной филимоновских и богородских
игрушек, хохломы, гжели, павлово-посадских платков стоим на сцене,
дочь около микрофона, я - в ряду экспонатов. Актовый зал гимназии,
затаив дыхание, слушал и смотрел на диковинные предметы, которые
мы выставляли на столе. В конце доклада дочь повертела меня на сцене,
рассказывая о понёве и рубахе с полетами, об украшениях-оберегах
и барановских платках. Когда же мы с ней запели старинную русскую
песню «Сосёнушка», то все дети и взрослые отхлопывали нам ритм дружными
аплодисментами. После доклада пришлось объявлять перерыв, так как
дети хотели подержать в руках вещи, которые мы принесли. С удивлением
я узнала, что никто из них не держал в руках богородской игрушки
и они всё норовили подёргать за шарик-противовес, не зная, что его
надо крутить. Учитель технологии не хотела выпускать меня из рук,
вертя так и эдак. Выяснилось, что она сейчас ходит на платные курсы
по изготовлению русского костюма, так им только картинки показывают,
но ни одного костюма не приносили. А ей так хочется научиться всему
этому самой и передать своим ученикам навыки изготовления русских
костюмов и украшений. Какие лица были у детишек и их учителей! Это
был настоящий праздник, героями которого были русские ремёсла и
костюмы. И чуть-чуть мы с дочерью. Наверное, так и надо жить.
Как учил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери: «Встал поутру,
умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою
планету». Давайте поправим ветку черёмухи над ажурной занавеской,
допьём молоко и пойдём в карагод. Пусть русский карагод вновь завивается
по улицам русских деревень помногу часов, вовлекая, как и раньше,
всё новых и новых людей в свою яркую круговерть.
Комарова
Н.И. – кандидат соц. наук, ст. научный сотрудник лаборатории этнокультурных
технологий в образовании МГПУ. |