В небезызвестном греческом мифе о человеке-быке Минотавре нашли выражение космические представления древних о незаурядных личностях: Минотавр - звездный или солнечный бык, внук Гелиоса и сын бога моря Посейдона, связан он и с подземным миром - живя в Лабиринте он как бы представляет ипостась Зевса Лабрандского. Ясно одно: это сильное, неодномерное существо, связанное со всеми стихиями и ... все же смертное, как обычный человек.
Недавно я встретилась с таким вот странным, талантливым во многих областях, мощным духом, но уже все же стареющим телом, мужчиной. Слышала я о нем давно, еще когда несколько лет назад мы играли наш первый "почти вертепный" спектакль. Мне настоятельно советовали познакомиться с ним, так как его официальный титул - "Хранитель вертепа", и нет у нас в стране человека, более информированного об истории и традициях старинного русского народного театра-вертепа. В этом году, готовя себя и вас к зимним праздникам (последним общенародным в нашей стране), я решила позвонить Виктору Исаевичу Новацкому и, наконец, встретиться с ним. Эта встреча и знакомство стали одним из примечательных событий для меня и моих друзей.
Мы пришли в один из старых домов, еще не "освоенных новыми русским", как большинство их соседей в переулках, выглядывающих на Тверскую. Лифты в железных клетках, пахнущие кошками лестницы, длинные облупленные коридоры. Но мы бы узнали нужную дверь, даже если бы забыли номер квартиры: над нею изгибалась какая-то проволочная арка с горшками живых цветов по бокам. Сразу возникло теплое ощущение ожидания приятного. В квартире, кроме Виктора Исаевича и его прелестной жены Любаши, живет несколько собак и кучка кошек. И при том, что я не перевариваю животных в доме, здесь они меня почти не раздражали, настолько интересным и содержательным было общение с хозяином. Мне, можно сказать, по жизни всегда везло на замечательных умных людей. С юности. И в Московском Государственном Университете я успела поучиться при профессуре старой школы (хотя и тогда там было много барахла: "выдвиженцев", "активистов", "соратников" и просто "родственников", но были и совершенно выдающиеся преподаватели). И позднее я с удовольствием общалась с литераторами, поэтами, музыкантами, не с богемной шелупонью, а именно с грамотными, эрудированными, творческими личностями. Знакомство с Новацким - из этого же ряда. Встреча с такими людьми подталкивает к генерации новых идей, дает толчок мысли, вытягивает на поверхность бытия какие-то проекты, возможно давно подспудно зревшие в глубине. Мы говорили в основном о вертепном театре. И этот фрагмент нашей беседы вы можете посмотреть сами. Но когда камера была выключена, разговор продолжался. И о театре, который сейчас очень волнует Новацкого, и о фотографии, и о фольклоре, и о музыке. Семейный альбом Виктора Исаевича напомнил мне о давнем, все еще не осуществленном на нашем сайте проекте виртуального зала старых открыток и семейных фотографий. А альбом избранных авторских фотографий, выпущенный в Праге и подаренный нам, позволил создать еще один зал в нашей фотогалерее. Результатом этой встречи стало и посещение нами "Кукольного Дома". Об этом уникальном московском музее мы подготовим отдельный материал с огромным количеством ярких иллюстраций, а позднее и видео фрагментов и он, без сомнения, украсит Московскую страницу нашего сайта. Сейчас мы приступили к работе над деревней "Вертеп" в давно уже созданном нами цифровом островном государстве Междусетье. Представляете, одна встреча - и сколько планов, идей, проектов! Вот такими должны быть знакомства и беседы. И в этом прелесть жизни.
"Диоген. Я поговорю с этим дряхлым старичком. Отчего ты плачешь,
если умер в таком преклонном возрасте? Отчего огорчаешься, милейший? Ведь
ты уже совсем стар! Что же ты, царем был? ( Лукиан "Разговоры в царстве мертвых"). |
|
Видео
интервью
(не с Диогеном, и не с Лукианом) |