По ТВ бесконечно дерётся бесконечный Горец. Лишь в церкви они там отделываются нецензурной бранью, а размахивать мечами – ни-ни. То есть святое место даже для беспредельщиков. А у нас во дворе… Нет это я не про девчонку, которая «незаметна» и которой все глядят вслед. У нас во дворе несколько лет назад находящаяся рядом церковь за одну ночь демонтировала детскую площадку и расширила свою территорию, обнеся всё вокруг новой чугунной решёткой. По другому каналу показывают, как в кабине военного грузовика в минуту досуга онанирует наш солдат и потом старательно застирывает черные казённые трусы в речке. Речка явно средней полосы России, такая мирная, зеленоватая, с мелкопесчаным бережком. Фильм ещё 1990 года. Надеюсь, его режиссёр, некий И.Черницкий, не имеет детей. Сыновей. Накатывает тоска и ощущение обосранности. То есть не у меня процесс неконтролируемой дефекализации прошёл, а на меня со всех сторон всё время что-то вонючее вываливается. Да ладно бы только на меня – я закалена панк-роком и многодневными безводными туристическими походами. Но ведь это дерьмо заливает всех и вся. И когда я узнаю, например, что в Москве собирается быть фестиваль кукольных театров, то мне так хочется верить, что это оно, оно самое, то чистое и прелестное, что связано с детством, с безмятежностью бытия. И действительно, что может омрачить кукольный театральный мир: денег там никаких особых нет, драчки за главные роли и ведущие партии нет, все на равных невидимы, все – просто кукловоды. И даже талантов-то никаких особых не надо - в зале детишки рады всему, что ни покажешь, сопереживают даже неумелым, корявеньким действиям. Это так здорово! А взрослые, рефлексирующие по этому поводу, типа меня, радостно говорят о том, что именно кукольный театр уменьшает энтропию окружающего мира. И так хочется отдохнуть рядом с детьми на кукольном представлении. Ан нет, милый мой. Не выйдет. И это могут вывернуть и испоганить взрослые дяди и тёти – им мало телевизионного ящика, казённых учреждений, шоу-бизнеса, кинематографа, театрального террариума, галерейно-музейного бардака и прочих взрослых игрушек. Им нужно влезть со своими порядками, болезненностью, комплексами и в мир кукол. Мы уже рассказывали о фестивале кукол в театре Образцова. Мрачноватенько. И вот на днях в Москве прошёл I Международный фестиваль камерных театров кукол. Пафосное название. Уже это должно было как-то насторожить. Прямо какое-то заседание ЮНЕСКО. Хотя представлены были в основном московские да подмосковные театры. Были правда и гости. Но самая дальняя «международность» - Прибалтика. А ведь нам и нашим детишкам, честно говоря, и не нужно никаких громких титулов для того, чтобы нам понравился кукольный фестиваль. Нам нужно, чтобы там все доброе и весёлое было: и куклы, и кукловоды, и хозяева. Хотелось верить, что не только для детей все было затеяно, но и мы, взрослые, сможем вдохнуть хоть чуть-чуть чистого воздуха мира детства и кукольного наивного бытия. Сейчас фестиваль закончился и я с горечью думаю о том, что затевался фестиваль даже и не для детей: это должен был быть просто «междусобойчик» каких-то людей, в той или иной мере причастных к театральному кукольному бизнесу окраин большого шоу-поля. И организаторы больше всего хотели, чтобы все у них было, как у Марика Рудинштейна. Как у взрослых. Это впечатление складывается из мелочей, но мелочей знаковых. На одном спектакле я села на пол рядом со своей маленькой дочкой – ей так радостно было держать меня за руку и готовиться к сопереживанию, ведь я почти все время на работе и крайне редко выхожу с ней куда-то «на люди». К нам тут же подошёл какой-то строгий мужик и грозно сказал, чтобы я оставила ребёнка и ушла в задние ряды, где и положено сидеть всем родителям. Моя девочка заволновалась. Я столь же жёстко ответила, что работник детского театра мог бы быть и полояльнее. Мужик презрительно отреагировал: я не имею отношения к детскому театру. Но оставил нас в покое. Я так понимаю, что это один из организаторов. На спектакле по пушкинской «Золотой рыбке» две чудные тётушки-актрисы замечательно вольно работали с авторским текстом, но в какой-то момент весело так, непосредственно сказанули: ну и сукин сын этот Пушкин, старика-то каким пришибленным сделал. Аппеляция явно ко взрослой аудитории, знающей знаменитую самооценку Александра Сергеевича: «Ай-да Пушкин, ай-да сукин сын». Но моя 4-х летняя девочка потом спросила, почему Пушкин, о котором я так много ей рассказывала, сын «сукин» и что это значит. Конечно через лет 10 я ей и Тынянова дам почитать, и Бахтина, а позднее и «Гаврилиаду». Но сейчас… Хотелось бы уточнить: если спектакль сделан для взрослых, так почему же они должны сидеть в задних рядах? Стоит ли в таком случае удивляться неадекватной реакции детей на некоторые кукольные действа: они кричат и подсказывают злодею, где спряталась маленькая фея - «она там», и смеются, когда надо бы закричать «мы тебе не скажем» и «уходи».
И последний спектакль фестиваля стал для меня как бы квинтэссенцией всего вышесказанного. Мне долго говорили, что спектакль питерцев «Кошка, которая гуляет сама по себе» - самое яркое и достойное мероприятие фестиваля. В этот день я очень устала и плохо чувствовала себя. Мы весь день ходили на работе с камерой, штативом, чтобы не возвращаться домой за всем этим оборудованием. Спектакль должен был быть вечером у чёрта на рогах. Точнее где-то на ВДНХ. Пришли. Действительно возводились интересные декорации: юрта, странный свет, какая-то труба для «влаза» зрителей. Усталость и раздражение отступили. Появилось какое-то детское чувство ожидания прекрасного, подарка, сюрприза. Что-то отмякло и дрогнуло внутри. Мой друг пролез с камерой через лаз, я тоже заранее довольно закряхтела, встала на четвереньки и … Меня остановил злобный голос: а вы куда? вы член жюри? Что? Снимаете для интернета? Ну, вот пусть ваш человек с камерой и снимает, а вы отойдите отсюда. Я замерла в позе кузнечика в варенье. Или, вернее, комара в говне. Мы снимаем, оцифровываем, размещаем в интернете кучу материалов совершенно бесплатно, понимая, что у кукольников, у фольклористов, авангардных музыкантов нет денег, чтобы заплатить нам за нашу работу. Единственная возможная плата – это наше удовольствие от происходящего на сцене. Или неудовольствие, но всё же какие-то ощущения. В массе этих ощущений попадается и то, что на наш взгляд, достойно увековечивания в цифровом пространстве, так как это явно уменьшает поток энтропии, захлёстывающий наш мир. Мало кто понимает, зачем мы тратим время и собственные деньги на всё это. Но ведь это куда менее бессмысленно, чем коллекционирование пивных банок или зубочисток. И куда более позитивно, чем выпуск на экраны «бумеров» и «ментов», воспитывающих целые поколения воинствующих ублюдков с пистолетами и железными прутьями наперевес. Если не останется нас и нам подобных, то и в глобальной компьютерной сети разольется безбрежное море порнографии, пропаганды терроризма, педофилии и бездумных «стрелялок». Исчезнут последние островки хорошей литературы, добрых мультиков, видеосъемок «горюнов», виртуальные выставки нежных батиков и нарядных крестьянских сарафанов. И дети поколения «индиго» будут жить в мире виртуального насилия и лжи, как мы живет в мире насилия и лжи реальном.
Мы ушли и не стали снимать спектакль с юртой и «кошкой, которая…». Кому стало теплее от того, что в глобальной компьютерной сети не станет жить своей вечной цифровой жизнью этот возможно добрый и нежный кукольный мирок? Понимает ли эта амбициозная «фестивальная» тётка, что дети где-то там, далеко, за океанами и горами, вместо милых киплинговских героев найдут в интернете какую-то сисястую «киску» или скачают песенку «ты целуй меня везде». И это могут быть её, тёткины, дети, внуки или правнуки. Стоит ли таким равнодушным, недалёким, грубым людям заниматься именно детскими кукольными театрами, фестивалями? Ведь для удовлетворения своего тщеславия, амбиций гораздо проще уйти в так называемый «шоу-бизнес». Вот там будет простор для хамства, там под рукой всегда будет команда бритоголовых «секьюрити» с дубинками для общения с публикой. Это ведь гораздо интереснее и острее, чем детишки, их «бестолковые» родители, нищие интеллигенты с интеллектуальными претензиями. Там будет и «суки-бляди» в текстах, и железные барьеры у сцены, и жёсткий «фэйс-контроль» на служебном входе и деньги, деньги, деньги… Вам там будет хорошо – этот мир для вас. Оставьте Буратин, Пьеро, фей, стариков со старухами, спящих красавиц и Синдбада с Колобком нам и нашим детям. Вернее, детям и нам, так желающим прожить еще одно детство с нашими детьми. Нам, заслоняющим из последних сил наших детей и наших старых родителей от злобы, грязи, грубости окружающего мира.