Одиночество мысли.
Как все же рутинны наши академические структуры. Даже
ВУЗ №1 России - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Хотя и люблю безмерно alma mater, но отношения в нем к новым технологиям
и Интернету не понимаю и не принимаю. Какая-то сельская церковно-приходская
школа, а не столичный университет. Недавно один преподаватель социологического
факультета сказал мне с ужасом: какой-такой Интернет? Об этом просто забудь,
если хочешь работать у нас. Я с тоской вспомнила улыбчивого умницу ректора
МГУ Рема Хохлова, при котором некогда начинала учиться в университете и
который, если бы не его ранняя и трагическая гибель, никогда не допустил
бы такой деградации нашего любимого храма науки. Коммерческие учебные структуры
под крылом и гербом университета, пренебрежение научной работой, страх
перед компьютерной техникой, отсутствие элементарных для всего мира локальной
университетской компьютерной сети, факультетских электронных библиотек
и профанация самой идеи современного уровня образования, опирающегося на
новейшие технологические достижения - все это далеко не полный перечень
того, чем отличается сегодня Московский Государственный Университет. Очень
бы хотелось, конечно, побеседовать обо всем этом с нынешним ректором университета,
но, насколько я знаю, он живет "в ногу со своим временем", то
есть на прием к нему попасть так же трудно, как пройти в буфет Государственной
Думы просто с улицы.
И хотя мы тут и не с улицы, а скорее даже наоборот - вся жизнь моя и моих
коллег так или иначе связана с университетом - мы решили встретиться и
побеседовать с человеком гораздо более для нас интересным, чем очередной
чиновник от науки. Профессор Арсений Николаевич Чанышев. Для меня это просто
человек - легенда. Еще в 1981 г. мне посчастливилось приобрести "Курс
лекций по древней философии" А.Н.Чанышева. и с того времени эта книга
стала для меня настольной - какие бы жизненные коллизии не разворачивались
вокруг, я всегда находила успокоение и душевное равновесие, раскрывая эту
книгу на любой странице, будь то лекция об элеатах или киниках, предфилософии
Эллады или эстетике Платона. Весь этот прекрасный и стройный мир древней
античной мысли, изложенный строго и доходчиво, вносил умиротворенность
в любой хаос внутренних переживаний. Подобное чувство вне книг я испытывала
лишь однажды, стоя на ступенях загадочного и прекрасного в своей ассиметрии
древнегреческого храма Эрехтейон на афинском холме Акрополя. Именно ради
таких мгновений и стоит жить. И ради встреч с такими людьми, как Чанышев.
Когда мне предложили
встретиться с ним, взять у него интервью для нашей клубной образовательной
страницы в Интернете, я просто не поверила, что этот человек еще существует,
еще жив и работает. Для меня он всегда был частью мифа. Что-то вроде Лосева,
Бахтина, Тахо-Годи. А тут вдруг живой и деятельный философ Чанышев, да
еще и знакомый с тем, что такое Интернет. Я была потрясена и конечно же
согласилась, тем более, что уже давно хожу по университету с идеей создания
электронной библиотеки учебных пособий, включающей в свою структуру создание
видеоархива самых интересных программных лекций и семинаров известных университетских
преподавателей. Мне видится бесконечно важным и необходимым внести в вечный
цифровой мир компьютерной сети облик и мысли уходящего уже поколения блистательных
педагогов и ученых нашего университета. Пока таковые еще имеются и их не
сменило полностью поколение хороших хозяйственников и политизированных
завсегдатаев думских кулуаров. А тенденция к этому прослеживается. оставшихся
университетских ученых надо сохранить для мыслящих потомков хотя бы в цифровом
виде. И начали мы хорошо, очень основательно - с доктора философских наук
профессора Чанышева А.Н. Смотрите
и наслаждайтесь встречей с незаурядным ученым, талантливым поэтом и
прсто прекрасным собеседником. Хочется верить, что именно старейший факультет
университета - философский факультет, поддержит наше начинание и подаст
пример всему университету, включив проект создания электронной библиотеки
в свою структуру. Это будет продолжением лучших традиций всегда передового
и независимого оплота русской науки - Московского Государственного Университета.
Чанышев Арсений Николаевич
(р. 18.04.1926)
— специалист по истории философии, публицист, поэт; доктор
философских наук, профессор.
Родился в г. Новочеркасске Ростовской области. Отец А.Н.Чанышева — Тихон
Николаевич Никитин (впоследствии — Модест, монах, архиепископ Смоленский
и Вяземский, автор ряда книг) был арестован в 1937 и расстрелян в том же
году.
А.Н.Чанышев окончил философский факультет МГУ (1952), аспирантуру по кафедре
истории зарубежной философии того же факультета (1955). С 1955 по настоящее
время работает на этой кафедре: последовательно ассистентом, старшим преподавателем,
доцентом, старшим, затем ведущим научным сотрудником, профессором (с 1991).
Кандидатская диссертация — «Сущность американского протестантизма (на примере
Рейнхольда Нибура)» (1956), докторская диссертация — «Генезис философии
и ее ранние формы» (1983). В трудах А.Н.Чанышева исследуются проблемы:
«виды мировоззрения», «бытие и небытие», «генезис философии», «философия
и предфилософия», «философия и ее окружение», «особенности античной философии»
и др.
К особенностям поэзии А.Н.Чанышева следует отнести чувство нравственной
правоты, традицию социально-философской критики. Судьбы современников в
поэзии А.Н.Чанышева предопределены историческим прошлым, в частности сталинским
режимом.
Интервью
с профессором Чанышевым Арсением Николаевичем, взятое Президентом Интернет-клуба
СКРИН, кандидатом соц. наук Комаровой Н. И. 18 июня 1999 г.
Список печатных работ А.Н.Чанышева (Арсений
Прохожий)
1. Философия
1. «Ирония» истории // Вопросы философии. 1954. №
2. – С. 151-166. [Соавтор Ю.К.Мельвиль].
2. Разносчик «прикладного христианства» // Коммунист. 1955. № 14. – С.
122-126. [Соавтор В.В.Мшвениерадзе].
3. Теология кризиса // Наука и жизнь. 1956. № 1. – С. 47.
4. Некоторые вопросы идеологии современного протестантизма // Сб. Наука
и религия. -М.: Знание, 1957. – С. ???.
5. Протестантизм // Спутник атеиста. -М.: Политиздат, 1959. – С. ???.
6. Философия Анри Бергсона. -М.: МГУ, 1960. – С. ???.
7. Протестантизм // Основы научного атеизма. -М.: Политиздат, 1961. – С.
???.
8. Конференция по критике современного позитивизма // Философские науки.
1961. № 4. – С. ???. [Соавтор В.Н.Садовский]
9. Идеологические течения в современном протестантизме // История и теория
атеизма. -М.: Высшая школа, 1962. – С. ???.
10. Протестантизм. Реформация // Философский словарь. -М.: Политиздат,
1963. – С. ???.
11. Адвентисты. Анабаптисты. Англиканская церковь. Армия спасения. Аугсбургское
вероисповедание. Баптисты. Всемирный совет церквей. Диалектическая теология.
Иеговисты. Кальвин. Кальвинизм. Квакеры. Конгрегационалисты. Лолларды.
Лютер. Лютеранство. Меннониты. Модернизм. Нибур. Пиетизм. Пресвитерианство.
Протестантизм. Пуритане. Ремонстранты. Реформация. Социниане. Социн. Социальное
евангелие. Уиклиф. Унитарии. Фундаментализм. Цвинглианство. Экуменическое
движение. (Без подписи): Архиепископ Кентерберийский. Евангелическая церковь.
Диссентеры. Диссиденты. Епикопальная церковь. Ламбетские конференции. Меланхтон.
Национальный совет христианских церквей в США. Пастор. Пресвитер. Реформаты.
Ревивализм. Цвингли // Краткий научно-атеистический словарь. -М.: Наука,
1964.
12. Протестантизм // Современная философия и социология в странах Западной
Европы и Америки. -М.: Наука, 1964. – С. 353-362.
13. Что такое протестантизм? // Календарь атеиста. -М.: Политиздат, 1964.
– С. ???.
14. Проблема происхождения философии // Философские науки. 1965. № 4. –
С. 68-76.
15. Protestantlikud usundid // Protestantism tдnapдeval. -Tallin: Eesti
raamat, 1966. С. 5-33.
16. Ионийская философия. -М., 1966. 184 – С. [Автор II главы (стр. 21-82)
— Э.Н.Михайлова]
17. Подборка, частичный перевод и комментарий текстов досократиков // Антология
мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Философия древности и средневековья.
Ч. 1. -М.: Мысль, 1969. – С. 26 Т.2-321.
18. Протестантизм. -М.: Наука, 1969. 216 – С.
19. Эгейская предфилософия. -М.: МГУ, 1970. 240 – С.
20. Конгрегационализм. Манихейство // Философская энциклопедия. Т. 3. -М.,
1964. – С. ???. Т. 4. -М., 1967. – С. ???.
21. Баптисты. Модернизм. Протестантизм. Унитарии. Фундаментализм // Историческая
энциклопедия. Т. ???. – С. ???. Т. ???. – С. ???.
22. Возникновение философии // История общественной мысли. Современные
проблемы. -М.: Наука, 1972. – С. 270-278.
23. Гегель о возникновении философии // Вестник МГУ. Серия VIII. Философия.
1974. № 1. – С. 25-34.
24. Баптисты. Конгрегационалисты // Большая советская энциклопедия. – М.:
, Т. ???. – С. ???. Т. ???. – С. ???.
25. Италийская философия. -М.: МГУ, 1975. 216 – С.
26. Пифагор и пифагореизм // Философские науки. 1975. № 4. – С. 88-96.
27. Орфизм как элемент античной предфилософии // Вестник МГУ. Серия VIII.
Философия. 1975. № 3. – С. 49-57.
28. Материализм Эмпедокла // Вестник МГУ. Серия VIII. Философия. 1976.
№ 1. – С. 81-90.
29. Виды мировозрения и генезис философии // Вестник МГУ. Серия VII. Философия.
1978. № 4. – С. 48-59.
30. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов
философских факультетов и отделений университетов. -М.: Высшая школа, 1981.
374 – С.
31. Аристотель. -М.: Мысль, 1981. 200 – С.
32. Начало философии. -М.: МГУ, 1982. 184 – С.
33. Генезис философии и ее ранние формы. Диссертация на соискание ученой
степени доктора философских наук в форме научного доклада. На правах рукописи.
-М.: МГУ, 1983. 52 – С.
34. Рецензия на книгу Н.Е.Шлайфера. Свобода личности и исторический детерминизм
// Философские науки. 1985. № 1. – С. 187-188.
35. Методологические проблемы исследования истоков философии // Методологические
и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии.
Академия наук СССР. Институт философии. -М., 1986. Ч. 1. – С. 32-36.
36. Открыть окно в мир знания // Социологические исследования. 1986. №
4. – С. 142.
37. Аристотель. Второе дополненное издание. -М.: Мысль, 1987. 224 – С.
38. Программа по истории зарубежной философии. Раздел II. Философия рабовладельческого
общества. -М., 1987. – С. 5-23.
39. У истоков философии // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1988. № 5.
– С. 66-68.
40. Учение Аристотеля о сущности // Вестник МГУ. Серия VII. Философия.
1989. № 2. – С. 67-69. 41. Планы семинарских занятий по курсу «История
зарубежной философии (отделение философии)». 2-3 семестры. -М., 1990. 30
– С.
42. Любовь в античной Греции // Философия любви. Т. 1. -М.: Политиздат,
1990. – С. 36-67.
43. Беседа Платона с Аристотелем при участии и под руководством... // Человек.
1990. № 4. – С. 39-48.
44. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. – С. 158-165.
45. Трактат о небытии // Gnosis. 1990. № 9. -Нью-Йорк. – С. 54-67.
46. Предварительные тезисы к «Трактату о небытии». Трактат о небытии //
АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. 1990. № 4. -Нью-Йорк.
?. – С. 317-333. 47. Некоторые соображения по поводу статьи двух философов
// Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1991. № 2. – С. 86-88. 48. Курс лекций
по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. 512 – С.
49. Мысли о религии // Вестник христианской демократии. 1992. № 7 (34).
– С. 6.
50. Планы семинарских занятий по курсу «Античная и Средневековая философия».
-М., 1992. 29 – С.
51. Мировоззрение и философия // Мысль и жизнь. К столетию со дня рождения
А.Ф.Лосева. ???. -Уфа, 1993. – С. 226-240.
52. Среды. Среда вторая. Опыт редакционного обсуждения проблемы мировоззрения
(фрагмент) // Религия вчера, сегодня, завтра. 1994. Выпуск 3. -Архангельск.
– С. 63-75.
53. Слово о Философии // Вопросы классической филологии. 1996. Выпуск XI.
Лосевские чтения. Философия, филология, культура. К столетию со дня рождения
А.Ф.Лосева (1893-1993). -М.: МГУ. – С. 296-300.
54. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение // Вестник
МГУ. Серия VII. Философия. 1995. № 5. – С. 37-62. № 6. – С. 25-47. 1996.
№ 6. – С. 30-48. 1998. № 1. – С. ???. 55. Трактат о небытии. 4-ое испр.
и доп. изд. // Категории. Философский журнал. 1997. № 2. – С. 4-14.
2. Публицистика
1. О различии между диктатурой и тиранией // В кн.:
А.М.Самсонов. Знать и помнить. Диалог историка с читателем. -М.: Политиздат,
1988. – С. 231-232.
2. Очищение через возмездие // Декоративное искусство СССР. 1989. № 4.
– С. ???.
3. Нам уже доверяют? // Век XX и мир. 1989. № 9. – С. 12.
4. Бойся (не) обыкновенного фашизма // Правда. 23 февраля 1990. № 54. –
С. 6.
5. Отвечает ли Маркс за Чаушеску // Новое время. 1990. № 23. – С. 3.
6. (Дума о России) в рубрике «Письма о России» // Правда. 12 июня 1990.
№ 163. – С. 3.
7. Обращение антитоталитариев. Декларация антитоталитариев // Ностальгия.
1991. № 3. – С. 1-2.
8. Декларация свободной творческой ассоциации // Ностальгия. 1991. № 5.
– С. 1.
9. Несостоявшееся выступление на Всенародном Вече 17 марта 1992 года //
Воля. 1992. № 6. – С. 2.
10. Обращение разочарованного демократа // Независимая газета. 13 ноября
1992. – С. 8.
11. Перечитывая Гоголя // Панорама. -Лос-Анжелес– С. 1992. № 5. – С. ???.
12. Долой диктатуру остапов бендеров! (О публицистике Александра Иванова
в «ЛН» и «Курантах») // Литературные новости. 1992. № 2. – С. 9. [Ответ
А.Иванова см. Литературные новости. 1992. № 3. – С. 9]
13. Страх и творчество // Литературные новости. 1992. № 9. – С. 12.
14. Этика выше экономики // Литературные новости. 1992. № 13. – С. 13.
15. Не стяжай, Иванов [!] // Литературные новости. 1993. № 29. – С. 10-11.
16. Зомби. Русской партии национального возрождения // Литературные новости.
1993. № 40-41. – С. 6.
17. Арсений Прохожий. Диалог // Литературные новости. 1993. № 45-46. –
С. 3.
18. Речь при получении премии «Литературных новостей» // Литературные новости.
1994. № 6-7 (62-63). – С. 19.
19. Демократия как средство // Возрождение. 1997. № 1. – С. 15. № 2. –
С. 15. № 3. – С. 16.
20. Обращение антитоталитариев // Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов
и гуманистов. – М.: 1997. № 4. – С. 29-32.
21. Арсений Чанышев. Трудный опыт демократии // Возрождение. 1997. № 11.
– С. 5-6.
3. Искусство
3.1. Драматургия
1. Арсений Чанышев (Прохожий). Пифагор (комедия идей)
// Человек. 1991. № 6. – С. 172-184. 1992. № 1. – С. 167-178.
3.2. Проза
1. Арсений Прохожий. Экзамен // Литературные новости.
1992. № 4. – С. 14.
4. Литературные награды
1.Московский Данилов монастырь. -М., 1988. [Эта книга
— приз Чанышеву А.Н. за краткость на конкурсе имени Сергея Радонежского]
2. МФСПиК. Грамота и медаль Международного фонда славянской письменности
и культуры. Москва, февраль 1995 года.
|