(Новый альбом группы "Вежливый отказ")
"Бросьте города,глупые люди,
идите голые - бегите,
бегите на волю, скрывайтесь в лесах,
уходите в степи, зовите солнце,
криком, громом будите духов!.."
Это слова из песни группы "Вежливый отказ", входящей в
новый альбом "Коса на камень". Их языческий призыв звучит сейчас
не менее актуально, чем почти век назад (первые две строки из раннего Маяковского).
Выбор между природой и "адищем города" вновь превращается для
художника в выбор между свободой и зависимостью от рынка, где цены устанавливает
среднестатистический отечественный идиот. За двенадцать лет существования
группы политическая диктатура одряхлевшего государства сменилась экономической
диктатурой рынка и последняя оказалась куда более жесткой. "Вежливый
отказ" ответил так, как и предполагало его название: повернулся спиной
к коммерции и выбрал свободу.
Мне легко вспомнить лидера группы Романа Суслова с вилами на верхушке стога
сена, загорелого до черноты на фоне белого от жары неба, пот льет с него
в три ручья; за баранкой грузовика, трясущегося по сельской дороге, облако
пыли позади медленно растворяется в голубизне; верхом на одной из выращенных
и объезженных им лошадей; за рулем трактора, еле видимого на дальнем конце
неохватного поля, ветер доносит до меня упрямый рокот мотора; развалившегося
после работы на диване, не снимая от усталости сапог, одна рука на струнах
гитары, другая - на голове свернувшейся в клубок борзой с драгоценными
агатовыми глазами, всегда печальными. Роман мечтает о том, чтобы когда-нибудь
серьезно заняться псовой охотой, а пока его борзые регулярно получают призы
на конкурсах собачьей красоты.
А вот еще картинка из деревенской жизни:
Напившись местного самогона, сосед охаживает надоевшую жену жердью от забора,
садится на лошадь и скачет в поля, над которыми одними звездами освещенная
ночь, и орет песни. Хриплый его голос слышен еще некоторое время после
того, как он исчезает в темноте...
Или зима: мутный ужас метели, проглатывающий пространства, стирающей весь
мир, и откуда-то из-за непроницаемого снежного полога, с другого края земли,
ветер приносит вдруг рваный полиэтиленовый пакет с названием какой-то фирмы
на незнакомом языке...
Или другое: деревенский резник мочит обухом топора между рогами предназначенную
на убой корову, хруст слышен на всю деревню, но корова не падает, только
ниже нагибает голову. Точно пытаясь понять, что происходит и качается на
слабеющих ногах... Удар, хруст, еще удар... В награду от владельца коровы
резник получает ее печень...
И снова ветер, ветер над осенними полями, трава, льнущая к земле, уши борзой,
прижатые к затылку, ветер высекает слезы из ее удлиненных глаз восточной
красавицы... Ветер невидим в пустоте над полями, ему не во что воплотиться
и от этого он только набирает силу...
Я привожу эти "картинки", потому что именно они стоят за зрелыми
песнями "Вежливого отказа", именно этот не нашедший пристанища
ветер лютует в таких вещах как "Город", "Песня счастья",
"Коля и Соловей". Эта жизнь, часто страшная в своей подлинности,
дает музыке "Вежливого отказа", при всей филигранности и порой
намеренной усложненности ее рисунка, силу, поднимающуюся высоко над уровнем
экспериментаторства. То, что делает "Вежливый отказ" - не более
или менее удачные стилизации фольклорной тематики, как "Русский альбом"
Гребенщикова, а совершенно самостоятельная музыка, уходящая корнями в жизнь,
и не ведающая, что она какая-то особенная, "русская", отличающаяся
от всей остальной, скажем, от европейской, и поэтому никому себя не противопоставляющая,
убедительная не как сказка, легенда затонувший Китеж, а как реальность:
людей, пространства, работы.
Все двенадцать лет своего существования "Вежливый отказ" держался
в стороне от политики, не позволяя себе вербовать новых поклонников за
счет политизированных текстов, не примыкая ни к одному лагерю. Для рок
- группы это не характерно. Независимость, возведенная в чистый принцип?
Независимость как абсолютная ценность?
Конечно, каждый из музыкантов имеет свои взгляды и не стесняется их высказывать,
но только от себя лично. Очевидно, что точка зрения пианиста Максима Трефана,
фундаменталиста, ученика теоретика исламского фундаментализма Гейдара Джеемаля,
редко совпадает с точкой зрения православного Дмитрия Шумилова (памятного
многим по роли негра в музейной уже "АССЕ" А. Соловьева), а тот,
в свою очередь, с неодобрением смотрит на языческие тексты Суслова - Маяковского.
Но когда они встречаются, их интересует только музыка, музыка вне идеологии,
музыка, как воплощенная независимость. Даже слова песен для "Вежливого
отказа" явно вторичны по отношению к звуку, они редко добавляют новые
смыслы к тем, что могут выразить инструменты. Многие тексты группы ироничны
по отношению к возможностям языка, истрепанного шаблонным употреблением.
"Только газета нас никогда не обманет", - сказано в одной из
старых песен, а в новом альбоме "Коса на камень" целая песня
составлена из языковых штампов типа "мороз по коже", "любовь
до гроба", сопровождаемых припевом "Горло жжет родной язык, как
могуч он и велик". Слова привязаны к смыслам, смыслы связаны между
собой и с вещами, вещи укреплены на раз и навсегда отведенных им местах,
и только музыка стремится порвать шаблонные связи, вырваться из силков
любых идеологий - взлететь. Этот порыв вверх, преодоление собственной тяжести,
совершается в большинстве песен группы. Мелодия служит как бы стартовой
площадкой, разогнавшись на которой можно оторваться от земли. И чем тяжелее
исходное звучание, тем сильнее порыв, поднимающий в воздух. Если это и
танец, то такой, что "лопнул стакан, треснул паркет,...рухнул балкон,
ухнул сосед,...топнул одной - нету Москва, топнул другой - нету Страна!"
Но больше всего это похоже на то, как разбегается в начале фильма "Андрей
Рублев" мужик, построивший первый летательный аппарат, который он
тащит на своем горбу. И хотя есть у "Вежливого отказа" песни
изящные, блюзы точные и изысканные, основное звучание нового альбома "Коса
на камень" складывается из сочетания силы и почти частушечной отвязности.
Но и отрываясь на полную катушку, покинув твердую почву мелодии и поднимаясь
все выше, музыканты не создают звукового хаоса. На самом деле мелодия не
исчезает, а усложняется, выворачивается наизнанку, проделывая кульбиты
в воздухе высоко над собой, но никогда не превращается в чистую импровизацию.
В полете "Вежливый отказ" никогда не теряет управление. Музыка
группы останавливается на пороге джаза, но не переступает его.
В отношении музыкальных стилей "Вежливый отказ" сохраняет ту
же независимость, что и в политике, и в жизни. Это явно не джаз, но и не
рок. "Мы играем музыку "Вежливого отказа", - говорят сами
музыканты, и они, безусловно, правы. Стилевые определения - дело десятое.
Главное, что это сильно, точно, красиво и свободно.
Евгений Чижов