"Вежливый отказ"
- московская музыкальная группа, созданная в 1985 году студентами и выпускниками
МИФИ.
Первыми участниками были Пётр
Плавинский - автор названия группы, ряда песен и клавишник, Роман
Суслов - автор другого ряда песен, гитарист, Дмитрий
Шумилов - вокалист, Михаил Верещагин - бас-гитарист, Михаил
Митин - барабанщик, Аркадий Семенов, а затем Гор
Оганесян - поэты и шоумены. Первый концерт в ДК Института Атомной
Энергии им. Курчатова состоялся зимой 1985 года. Ироничными текстами, джазовыми
и псевдоклассическими аранжировками "Вежливый Отказ" сразу не
вписался в рок-н-рольное движение 80-х годов с его честностью и революционно-героическим
пафосом.
С 1985 по 1986 группа активно выступает по москве и области, маневрируя
между "квартирниками" и студенческими вечерами. "Вежливый
Отказ" записывает свой первый магнитоальбом "Опера". Плавинский
уходит из группы.
В декабре 1986 года на дне рождения Рок-Лаборатории "Вежливый Отказ"
показывает новую программу "Пыль на ботинках". Под бой барабанов
Аркадий Семёнов трубит свои стихи. На сцене - Гор Оганесян размахивает
тухлым мясом. Музыка- жёсткая и агрессивная. Прямо на концерте к группе
присоединяется саксофонист Владимир Давыдов.
С 1986 по 1988 на волне "Перестройки" "Вежливый Отказ"
участвует в многочисленных сольных и сборных концертах, фестивалях и проектах
, связанных с кино и изобразительным искусством. "Вежливому отказу"
посчастливилось играть в общих концертах с UB40, Mister Gang, Lindsey Cooper,
Orthotonics, Fred Frith ("Keep the Dog"), Tim Hodgkinson, Peter
Hammil, Ustad Fateh Ali Khan и "Misty in the Roots". Музыка приобретает
астенически-утонченный характер. Отчасти меняется состав и перераспределяются
роли: нет больше шоу и саксофона , появляется рояль, с ним - Максим Трефан,
Суслов поет, Шумилов играет на бас-гитаре. Итогом деятельности "Вежливого
Отказа" советского периода стала так называемая "Белая пластинка",
выпущенная фирмой "Мелодия" 125-ти тысячным тиражом.
К 1989 году "Вежливый Отказ" определяется окончательно в своих
творческих принципах: музыке отдается предпочтение и перед самоценной поэзией
и перед самодостаточным перформансом. В группе остаются только музыканты,
очевидный лидер среди них - Роман Суслов. На концертах обкатывается программа
"Этнические опыты", где Роман отказавается от поэтического текста
и обращается к языку фонем. С этим нечленораздельным пением "Вежливый
Отказ" удачно гастролирует по всей Европе вплоть до 1991 года, пока
не разваливается СССР и не иссякает интерес ко всему советскому.
В 1992-ом, осев в Москве, музыканты облачаются в чёрные фраки и белые чесучёвые
костюмы, сводят до минимума количество концертов и за три дня записывают
свой самый холодный, изысканный и бесконечно далекий от советского народа
альбом "И-и-и Раз!". С новой программой группа едет в Берлин
выступить на фестивале авангардной музыки .
С 1995 года музыканты "Вежливого Отказа" помимо регулярных сольных
концертов играют в столичных арт-клубах "Третий путь", "Бедные
Люди" и др. Для музыкантов участие в "Вежливом Отказе" всё
больше превращается в приятную необходимость проведения свободного времени.
Потихоньку пишуться новые песни, появляются новые музыканты, и созревает
необходимость оформить накопившийся материал. В 1997 году выпускается альбом
"Коса на камень", за ним готовится следующий, с рабочим названием
"Герань".
Роман Суслов
СОСТАВ:
Михаил Митин - барабаны
Возглавляет отдел информационных коммуникаций в крупнейшем столичном
издательском комплексе. Учился в единственной в 80-е годы в Москве джазовой
студии.
Роман Суслов - вокал, гитара
Работая после института инженером-системотехником, занимался с известным
преподавателем игры на народных струнных инструментах Игорем Мяликом и
добился неповторимо свободной манеры исполнения; "хранитель"
основной концепции группы и автор всех композиций, в которых, впрочем,
оставлено достаточно возможностей для импровизационного самовыражения других
музыкантов. В 1990 году основал один из первых в стране частных конных
заводов, где проводит сегодня большую часть своего времени.
Интервью
с Романом, взятое 24 ноября 1998 года в Интернет-клуе СКРИН.
Дмитрий Шумилов - безладовый бас
Играющий также в различных авангардных проектах: в том числе, в американо-европейском
"Оркестре Взволнованных Струн". Снялся в роли "негра Вити"
в популярном фильме Сергея Соловьева "АССА"; подготовил эстрадную
программу собственных песен. Закончив по классу вокала училище при московской
консерватории, исполнил ряд вокальных и клавишных партий в первых двух
альбомах.. Работает композитором рекламных роликов.
Максим Трефан - рояль
Ученик одного из последних представителей старой плеяды московских пианистов
проф. Бошняковича О., и ныне проф. Венской консерватории проф. Брумберга
Л. Играл "новую волну", "этно-бит", и "трэш-металл"
в группах "Николай Коперник", "Альянс", "Коррозия
Металла". Выступает с сольными проектами. Работает брокером.
Андрей Соловьев - труба
Джазовый музыкант, участвующий во многих авангардных и фри-джазовых
проектах. Ведущий музыкальных программ на радио. Философ по образованию
и по жизни.
Павел Тонковид - саксофон
Самый молодой и здоровый участник группы. Выпускник музыкальной Академии
им. Гнесиных. Работает в Православной церкви певчим.
Звукорежиссеры "Вежливого Отказа" -
Андрей Пастернак (в прошлом бас-гитарист в музыкальной группе театра
Анатолия Васильева), возглавляет студию звукозаписи всероссийского театрального
общества. Звукорежиссер "Программы А", первой на российском телевидении
начавшей осуществлять прямые стерео-трансляции концертов современной музыки.
Андрей Ветр, в прошлом один из ведущих звукорежиссеров всесоюзной
фирмы грамзаписи "Мелодия", а также -
Антон Марчук, работавший с легендарной группой Петра Мамонова "Звуки
Му", постоянный звукорежиссер «Вежливого отказа» последних лет.