Александр ТАРАСОВ

ВЛАСТИ ВЫБОРЫ НЕ СТРАШНЫ
Аналитическая справка

        Выдающийся успех коммунистов в Волгограде (кстати, там коммунисты получили не 80% голосов, как дружно сообщили - с подачи правительства - наши СМИ, а свыше 90%: посчитайте сами, сколько будет 22 от 24!) повлек за собой усиление тихой паники в верхах. Ельцин принялся проводить встречи с "демократической" частью предвыборных блоков, пытаясь создать в России "антикоминтерновский пакт". Затея явно безнадежная.
        А как вообще можно нейтрализовать неблагоприятный исход парламентских выборов?
         1. Отменить выборы. Возможны три варианта. Первый: отмена выборов немотивированная или мотивированная бредово (например: "Россия не готова к демократии" или "Нет денег - либо мы проведем выборы, либо заплатим пенсии пенсионерам, одно их двух"). Последствия такого решения в целом будут неблагоприятны для режима: во-первых, резко обострится внутриполитическая обстановка; во-вторых, резко увеличится число недовольных режимом, сложится новая оппозиция - включающая в себя часть ныне лояльных режиму политических сил, - объединенная общей целью: проведением выборов; в-третьих, будет потерян кредит доверия на Западе - вплоть до возможности международной изоляции страны; в-четвертых, необходимость подавления общественного недовольства может повлечь за собой введение чрезвычайного положения на неограниченное время, установление де-факто (а затем и де-юре) прямой диктатуры, что, в свою очередь, повлечет за собой переход части оппозиции к вооруженной борьбе против режима.
         Второй вариант: отмена выборов, обставленная как отсрочка. Может быть произведена в связи с тем, что а) "вдруг" обнаружатся "ранее не замеченные" противоречия в законодательстве (вплоть до конституции), препятствующие проведению выборов; б) внезапно возникнут чрезвычайные обстоятельства, препятствующие выборам: вооруженные действия в стране, серия террористических актов в крупных городах, эпидемия, стихийное бедствие и т.п.
         Выборы будут отменены до момента устранения "препятствующих" их проведению обстоятельств, то есть фактически на неопределенный срок.
         Третий вариант: отсрочка выборов. Выборы будут перенесены на определенный - заранее указанный - срок. Причины могут быть любыми из указанных выше. Фиксированный срок переноса выборов будет означать, что правительство контролирует ситуацию (и, возможно, само искусственно вызвало обстоятельства, "препятствующие" выборам), и существует план создания к дате новых выборов благоприятной для режима политико-экономической ситуации в стране.
         То, что вариант с отменой/отсрочкой выборов серьезно рассматривался правительством, свидетельствуют официальные заявления, что выборы в Чечне в срок не состоятся, так как "нельзя проводить выборы под дулами автоматов". Собственно, "дула автоматов" можно выставить по всей стране - и, следовательно, по всей стране нельзя будет проводить выборы.
         То, что вариант с отсрочкой выборов (переносом их на декабрь 1996 года - июнь 1997 года) становится более чем реален, свидетельствует изданный 17 сентября 1995 года президентский указ № 951, которым местные выборы исполнительной и законодательной власти переносятся на декабрь 1996 года - июнь 1997 года - в нарушение федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
         Очень показательно также то, что перенос срока местных выборов не был никак серьезно мотивирован (фразы "в целях создания условий для реализации принципа народовластия, закрепленного частью 2 статьи 3 Конституции" и "учитывая незавершенность процесса формирования в ряде субъектов Российской Федерации законодательной базы" являются ритуальными и объяснением причин переноса выборов служить не могут).
         Все три варианта выглядят как чрезвычайные и неблагоприятны для режима, поскольку ведут к полной потере "политического лица" и к дальнейшей изоляции режима как внутри страны, так и за рубежом. Однако отсрочка выборов все же будет не столь болезненной для перспектив режима, как отмена выборов.
         Но чем ближе официальная дата выборов, тем менее вероятны их отмена или отсрочка: вложены деньги, потрачены силы, розданы обещания, разожглись аппетиты. За месяц до даты выборов еще можно их отменить или перенести - и то это уже будет очень некрасиво, а за неделю до выборов - уже полная глупость.
         2. Безрезультатные выборы или их срыв. Если постараться, то можно сделать так, что все блоки и кандидаты (в части округов, достаточной для того, чтобы в Думе не было кворума) соберут менее 5% голосов и не будут допущены к распределению депутатских мандатов. Тогда президент и правительство окажется в очень выгодной ситуации: с началом работы новой Думы полномочия прежней кончаются, а новая Дума, начав работать, быстро обнаружит, что работать без довыборов не может. У президента и правительства развязываются руки, Дума полностью нейтрализована. За это время можно провести новые президентские выборы или отложить их до 2000 года. Более того, если в подавляющем большинстве округов никто из противоборствующих сил не сможет преодолеть 5%-го барьера, станет очевидно, что необходимы изменения в избирательном законе (можно, конечно, срочно провести еще раз выборы, но почему они принесут другие результаты, чем предыдущие? и кто на них пойдет? и какого уровня достигнет всеобщее озлобление из-за выброшенных впустую бюджетных средств?).
         Аналогичная картина будет со срывом выборов. Путем фальсификации (или любыми другими средствами - вплоть до запугивания населения) можно добиться того, что в значительной части округов на выборы не явятся необходимые 25% избирателей. Если закрепить этот результат на повторных выборах, можно получить такую ситуацию, что Дума вообще никогда не приступит к работе. А страна будет жить по указам президента.
         3. Самый предпочтительный вариант: фальсификация итогов выборов в пользу пропрезидентских и проправительственных сил. Успешно опробован в 1993 году. Протесты против многочисленных случаев фальсификации со стороны российских наблюдателей, наблюдателей из стран СНГ и Венгрии были Центризбиркомом проигнорированы. Западные наблюдатели "не заметили" фальсификаций. Позднейшие доказательства подтасовки результатов также были проигнорированы. К настоящему моменту в провинции становится общепризнанным, что в 1993 году имела место грандиозная по масштабам фальсификация (спустя 2 года на местах никто не скрывает, что в Хабаровском крае в выборах 1993 года участвовало 22% избирателей, в Курганской области - 17% избирателей, в Пермской - 27% избирателей, что вдвое и втрое ниже официальных цифр).
         Но допустим, выборы прошли и фальсификация их итогов в пользу режима не удалась. Тоже не все потеряно. Есть еще варианты действий.
         4. Не признавать результаты выборов. Мотивировки могут быть какими угодно: от "внезапного выявления" противоречия избирательного закона и конституции, что сделает выборы незаконными, до объявления о "массовых фальсификациях" на выборах. "Массовые фальсификации" действительно будут - в том числе, и не зависящие от правительства. А если власть пойдет на целенаправленную фальсификацию результатов - с тем, чтобы использовать ее для отмены итогов выборов, противостоять этому плану невозможно: тот, кто организовал фальсификацию, точно знает, где и что он сделал, лучшего разоблачителя не найти.
         Еще один прекрасный повод не признавать результаты выборов - финансовые нарушения. Закон накладывает массу ограничений на финансирование предвыборной деятельности (размер пожертвований в избирательные фонды; запрет на пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, а также юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%; запрет на пожертвования со стороны благотворительных организаций и религиозных объединений, органов местного самоуправления, военных учреждений и т.д., и т.д.; запрет на использование "иных денежных средств", кроме средств избирательных фондов и многое другое). Несомненно, в ходе выборов будут иметь место многочисленные финансовые нарушения. В 1993 году вопрос о скрытых финансовых нарушениях был вынесен на рассмотрение Государственной думы - и Дума его "похоронила". Но Центризбирком имеет право обратиться не в Думу, а в суд и если суд отменит решение о регистрации кандидатов и федеральных списков, выборы по изрядной части округов будут объявлены недействительными, Дума лишится кворума. Словом, см. п.2.
         А есть еще Автоматическая информационная система - любимое детище Рябова под названием "Выборы". Если сделать так, чтобы эта система изрядно наврала в результатах, то, подождав некоторое время (когда новая Дума начнет работать), можно "вдруг" обнаружить ошибку. Объявляется пересчет голосов, работа Думы останавливается, результаты пересчета могут оказаться какими угодно - вплоть опять-таки до исчезновения кворума в Думе. Избирательные бюллетени хранятся год. Если объявить об ошибке системы "Выборы" спустя год, то вообще придется проводить новые выборы. Президент и правительство же отделаются "малой кровью" - снятием Рябова за "профнепригодность" и закупкой одних компьютерных программ вместо других.
         Наконец, можно сфальсифицировать общее число избирателей. Закон предусматривает, что списки избирателей должны быть составлены местной администрацией; поскольку никаких специальных денег на это не выделено, дураку понятно, что представленные списки будут сильно отличаться от действительного положения дел. Последствия будут такими же, что и в предыдущих случаях.
         5. Признать результаты выборов, но отказаться им подчиняться, не созывать Думу, не проводить довыборы в тех округах, где выборы не состоялись. Если режим правильно построит пропагандистскую кампанию, ориентированную на Запад, то есть согласится, что не признавать "свободное волеизъявление" населения "нехорошо", но будет утверждать, что это был единственный способ не допустить к власти "коммуно-фашистов", то последствия будут такими же, как для Алжира, где режим ФНО отказался подчиниться результатам выборов, на которых победили исламские фундаменталисты: 2 недели Запад будет критиковать Кремль за его действия и грозить разными санкциями, затем критика начнет стихать, и приблизительно через 2 месяца инцидент будет фактически забыт.
         6. Признать результаты выборов и созвать новую Думу, но игнорировать эти результаты в практической деятельности. О возможности такого развития событий стало ясно после публичного высказывания Ельцина, когда он разъяснил, что в выборах участвует не правительство, а блок НДР. Таким образом, если НДР потерпит поражение, на составе, действиях, программе правительства это может никак не сказаться. Разумеется, новая Дума может поставить вопрос о недоверии правительству Черномырдина, но тем самым она включит конституционный механизм роспуска Думы. Правда, в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий президента Дума не может быть распущена, но почему бы президенту не продлить свои полномочия? Роспуск же Думы и новые парламентские выборы сыграют против оппозиции, так как покажут ее фактическое бессилие, и сыграют против институтов парламентаризма вообще, поскольку население в массе своей будет разочаровано, обозлено и недовольно бесконечными и бесплодными парламентскими выборами. Кроме того, президент имеет возможность, не распуская Думу, повторить с Черномырдиным то же, что уже опробовано на Ильюшенко и Парамоновой: назначить его "и.о. премьер-министра". Затевать же процедуру импичмента за несколько месяцев до президентских выборов Дума, разумеется, не будет.
         7. Наконец, можно Думу разогнать. Основанием для роспуска Думы может быть что угодно: начиная с описанных выше способов сделать Думу "нелегитимной" и кончая мотивировкой, что в Думе оказались "сплошные уголовники, прикрывающиеся депутатской неприкосновенностью". В зависимости от того, будет ли разгон Думы носить формально конституционный или формально неконституционный характер, реакция осуждения на Западе будет сильнее или слабее.
         О том, что в принципе режим не исключает вариантов отмены выборов, отказа признать их результат или разгона Думы, свидетельствует пресс-конференция Б. Ельцина, проведенная им перед отъездом на отдых в Сочи. На пресс-конференции Ельцин констатировал, что блок Черномырдина не соберет большинства, и напомнил всем, что он, президент, является "гарантом Конституции" (обычно такие напоминания Ельцин делает принятием каких-то серьезных и сомнительных с точки зрения закона решений). В его выступлении по сути уже были сформулированы два повода для отмены выборов, непризнания их результатов или разгона Думы: а) "...нельзя допустить, чтобы к власти пришел экстремист" и б) "...в... органы власти будут активно стремиться криминальные элементы, люди, связанные с уголовным миром, или поддерживаемые их деньгами".
         8. Виртуозный способ: дать возможность российскому парламенту самому парализовать свою деятельность. Для этого нужно, чтобы верхняя палата - Совет Федерации - не избиралась на всеобщих выборах, а, как и записано в конституции, "формировалась" из представителей регионального руководства (избранных или назначенных - неважно). При этих условиях Совет Федерации станет подобием немецкого Бундесрата - с той лишь разницей, что компетенция Бундесрата, как представителя субъектов федерации четко прописана, а Совета Федерации - нет (Совет Федерации выступает по нашей конституции как просто как одна из двух парламентских палат). Немцы при социал-демократическом правительстве уже успели убедиться в том, что Бундесрат является "реакционным тормозом". В еще большей степени это будет характерно для Совета Федерации. Очевидно, что по всем серьезным вопросам Совет Федерации как чисто номенклатурный орган будет поддерживать режим - и, следовательно, работа парламента будет парализована, а верхняя и нижняя его палаты войдут в затяжной и неразрешимый конфликт. Когда это станет очевидно всем, президенту просто ничего другого не останется, как со вздохом сослаться на "трагические недоработки" в конституции, вызвавшие "парламентский тупик" - и распустить Думу или даже обе палаты. А с выборами в новый парламент можно не спешить: чтобы их провести, нужно изменить конституцию (хотя бы частично), разработать такие статьи о законодательных органах, которые позволили бы избежать "парламентского тупика", а это дело долгое. Тем более что непонятно, кто это будет делать, кто потом будет новую конституцию принимать, одобрять, кто будет разрабатывать и принимать новый избирательный закон.
         Оппозиция, похоже, уже видит себя победителем и думает, как она будет делить кресла и отдавать "банду Ельцина под суд". Наивная у нас оппозиция, честное слово!

23 сентября - 14 октября 1995