Валерия Ахметьева, Александр Тарасов

МОСКВА – CASSIOPEIA,

или

КОМПЬЮТЕРНЫЕ НОВИНКИ ВСЕ МЕНЬШЕ НУЖНЫ РОССИЯНАМ

Широко распространено мнение, что в России с трудом внедряются различные технические новшества с Запада. Не менее широко распространено мнение, что это происходит с большим запозданием. Возможно, так когда-то и было – в эпоху противостояния между Западом и Востоком, “холодной войны”, Комкона, взаимной подозрительности и засекречивания всего, что можно засекретить.

С тех пор произошли значительные изменения. Связано это в первую очередь с тем, что в России исчезли целые отрасли производства, существовавшие ранее в Советском Союзе, – такие, например, как компьютерное производство, производство промышленных роботов и т.п. В результате компьютерный рынок в России полностью представлен продукцией зарубежных фирм – и всякая новинка, разработанная ими, появляется на российском рынке, как на сегменте международного, с опозданием лишь на одну, две, три недели по сравнению с американским, западноевропейским или австралийским рынком. Если эту новинку нельзя купить, то ее почти наверняка можно заказать по каталогу в представительстве соответствующей фирмы или, в крайнем случае, ознакомиться с ней на одной из многочисленных специализированных выставок, которые проходят, буквально одна сменяя другую.

Главное – были бы деньги.

Вот, например, карманный компьютер. Это – похожий на электронную записную книжку почти полноценный персональный компьютер, имеющий сенсорный графический экран, возможность рукописного ввода данных и возможность обмена данными с настольным компьютером или лэптопом (некоторые модели являются не почти, а самыми натуральными полноценными персональными компьютерами, например Cassiopeia E-100 снабжена аудио- и видеоплеерами). Понятно, какими преимуществами обладает карманный компьютер: средние размеры 13х8х2 см и небольшой вес (обычно меньше 200 г) позволяют пользователю постоянно носить его с собой.

Основной производитель карманных компьютеров – концерн 3Com – считает, что карманный компьютер является конкурентом всех остальных персональных компьютеров и со временем вытеснит их с рынка. Концерн 3Com вышел на рынок с первой моделью карманного компьютера Palm в 1994 году и уже в 1996 году продал свыше 1 миллиона штук. А уже в 1998 году 3Com за год продал 4,5 миллиона карманных компьютеров Palm Pilot, Palm Pilot Personal, Palm Pilot Professional и Palm III.

На нашем рынке представлены практически все модели карманных компьютеров. Например, семейство Palm представлено моделями Palm III, Palm IIIx и Palm V. Модели русифицированы, причем существует множество конкурирующих русификаторов. В Интернете можно найти множество бесплатных программ для моделей Palm. Palm V особенно хорош тем, что весит всего 116 г. Но стоит Palm V 400 долларов. Может быть, в Америке это много кому по карману. В России – едва ли.

Компания Cassio продает у нас карманный компьютер Cassiopeia E-100. Cassiopeia E-100 поддерживает 65 тысяч цветов, хотя не совсем понятно, зачем так много, учитывая специфику работы с карманным компьютером – где-то на ходу, в поезде, в машине, урывками. Поскольку экран все равно крошечный, глаза в любом случае быстро устают. Зато стоит Cassiopeia E-100 650 долларов, аккумуляторов хватает лишь на 6–8 часов работы, а бесплатных русификаторов к этой модели не существует вовсе.

Компания Psion Computers продает у нас (как и везде) карманный компьютер Psion 5mx. Эта модель хороша тем, что имеет встроенную клавиатуру, что снижает количество ошибок при вводе данных по сравнению с рукописным вводом. Экран у Psion 5mx монохромный, но зато с интенсивной подсветкой и высоким разрешением, что позволяет работать при недостаточном освещении. И все бы хорошо, но стоит это удовольствие 720 долларов и является не совсем карманным: чтобы работать, Psion 5mx приходится ставить на какую-нибудь поверхность, подобно лэптопу.

Тут возникает простой вопрос: кому нужны для работы карманные компьютеры? Во-первых, менеджерам среднего и нижнего звена, в первую очередь, разъездным. Во-вторых, журналистам, репортерам, промышленным шпионам, частным детективам. Но это – не у нас, это – у них. У нас журналистам и репортерам такая игрушка не по карману (понятно, Третьякова и Сванидзе мы не имеем в виду), редакции им их тоже не купят, промышленных шпионов, если они даже у нас есть, снабдят еще и не таким, а от частных детективов тем, кто их видел, плакать хочется. Остаются менеджеры. Люди, пышно называющиеся “менеджерами” среднего и нижнего звена, на самом деле у нас – прорабы и десятники (или коммивояжеры, давно уже вынувшие душу из окружающих своими заунывными криками и предложениями). Среди менеджеров среднего звена в крупных компаниях и на крупных предприятиях действительно есть люди, которым нужен для работы карманный компьютер. Видимо, они и составляют тот крошечный рынок потребителей этого товара. Беда только в том, что такой компьютер для менеджера покупается, конечно, за счет фирмы и только один раз – то есть потребитель числится потребителем ровно до момента потери компьютера в пьяном виде.

Другой пример, прямо противоположный. Суперкомпьютер. Такие известнейшие компьютерные гиганты, как IBM, Compaq, NEC, Stratus и SGI, создали совместную фирму Patmos International. Patmos International производит суперкомпьютер Perpetua.

Perpetua предназначена для управления домом. Компьютер следит и управляет системами безопасности, электронными приборами в доме, следит за напряжением в сети и может много что еще, например, показывать домашнее кино. Размещается такая машина в подвале или в гараже и стоит 99 тысяч долларов. Производитель суперкомпьютера – Patmos International – рекламируя свое детище, особо напирает на то, что Perpetua имеет раздельные жесткие диски для программ и хранения данных, что позволяет машине выполнять свои функции даже при программных сбоях, что суперкомпьютер оснащен двумя независимыми источниками бесперебойного питания и автономным генератором, и что он не боится крупных землетрясений, пожароустойчив и водонепроницаем.

Понимая, что модель за 99 тысяч долларов, мягко говоря, не каждому по карману, Patmos ищет пути к удешевлению суперкомпьютера. Одним из таких путей было создание модели не на 11 процессорах, а на 5, и эта модель уже стоит около 19 тысяч долларов. Тем, кто имеет загородный дом-поместье, оснащенный системами безопасности и отчасти автоматизированный, такая цена уже не кажется слишком высокой.

Конечно, и в России существует некоторое количество людей, владеющих поместьями (усадьбами, замками), которые окружены высоким забором с телекамерами по углам. Но, если вспомнить о средних зарплатах в стране и сравнить расходы на содержание десяти или даже двадцати охранников со стоимостью суперкомпьютера Perpetua, станет ясно, что купить его в России может только человек, который уже окончательно отчаялся потратить на что-то наворованные деньги.

Третий пример. Компания DigiScents собирается выбросить на рынок в апреле 2000 года приставку к компьютеру под названием iSmell. iSmell – это прибор для синтеза запахов. Путем перекомбинации первичных 200 субстанций iSmell способен синтезировать миллиарды различных запахов, начиная от запаха сирени и кончая запахом машинного масла. Разработчики iSmell Декстер Смит и Джоэль Беллерсон утверждают, что уже сейчас их детище способно синтезировать 2128 запахов, что составляет приблизительно половину всех запахов, которые способен обонять человек.

Подобно принтеру или сканеру, iSmell ставится рядом с компьютером (монитором) и подключается к системному блоку через один из портов. Наподобие принтера или копировального аппарата, iSmell вооружен картриджем, который и содержит те самые первичные 200 субстанций. Когда содержимое картриджа иссякает, он заменяется новым.

Описанная модель iSmell предназначена именно для домашнего пользования. Это настольный синтезатор, который будет стоить около 200 долларов (без учета стоимости расходных материалов). Расходные материалы (картриджи), как полагают, будут продаваться в обычных канцелярских магазинах, подобно стержням для шариковых ручек и пузырькам с чернилами. Но DigiScents собирается выпускать и модели для офисов, которые ароматизировали бы большие помещения или целые этажи в помещениях, а также модели для кинотеатров (так называемые iSmell Hi-Fi).

iSmell имеет некоторые перспективы на нашем рынке. Кому по зубам купить компьютер, принтер, сканер, тому по зубам будет и iSmell. Проблема, подозреваем, только в том, что игрушка создана без учета, во-первых, нашей национальной психологии, а во-вторых – без учета российской специфики. Купившие для личного пользования iSmell граждане наверняка быстро в него наиграются, после чего забросят. Смысл же производства в том, чтобы потребитель покупал все новые и новые картриджи, а затем – все новые и новые модели. Наш потребитель в основном ограничится одним картриджем. Это о национальной психологии. С российской спецификой еще сложнее. Это у них там на Западе население законопослушно. У нас наверняка в каждой конторе, где начальник заведет себе iSmell, найдется подпольщик, который запрограммирует машинку в кабинете начальника так, что при включении компьютера кабинет начнет благоухать всеми запахами общественного туалета.

28 апреля 2000