Что мы знаем о Востоке? Ну, во-первых, что он
- дело тонкое. Во-вторых, конечно, плов с бараниной. Далее по списку:
фрукты, чалмы, халаты и танец живота. Этот перечень можно продолжать
и продолжать. А попробуйте потом вместить все это (плюс наследие
классического немецкого философа, некогда восторгавшегося звездным
небом над нами и нравственным законом внутри нас) в двадцать четыре
минуты экранного времени. Что получится? "Ничего хорошего,
чепуха и эклектика!", - воскликнет скептик. И ошибется! Убедиться
в органичности подобного синтеза смогли все посетившие большой зал
Центрального Дома Работников Искусств, что в двух шагах от станции
метро "Кузнецкий мост" и несколькими этажами выше сомнительной
репутации заведения ранее известного под названием "Голодная
утка", 12 ноября. Именно там в семь часов вечера началась мистерия,
посвященная премьере самого, пожалуй, интересного фильма недавно
прошедшего фестиваля ВГИК. Имя ему "СамарКант". А что
это означает, каждый решал для себя сам. А точнее, не решал, а чувствовал.
Ибо понимать происходившее умом и мерить общим аршином здравого
смысла мог только законченный и при этом донельзя нудный материалист,
коих среди поклонников творчества режиссера Светланы Ельчаниновой
("Работа - не волк", "Скороговорка"), скорее
всего, просто нет. Им по душе больше те картины, где все ясно и
светло. Там, конечно, спору нет, хорошо! Ибо в конфликте разума
и чувств мы берем, вы уже догадались, какую сторону! Итак, началось
все чинно и даже официально. Темноволосая красавица в вечернем платье
объявила о выступлении инструментального ансамбля "Е-69".
И зазвучали окрашенные в характерные этнические тона аккорды, пассажи,
каденции и ритмы увертюры "СамарКант". Длилась увертюра
не меньше чем сам фильм. Впрочем, никто не жаловался и зал не покидал.
Печать же недоумения, поначалу заметная на некоторых лицах, вскоре
сменилась удивлением и даже, можно сказать, возбуждением. Произошло
это при атаке слушателей художественными образами, созданными с
помощью терменвокса и странного вида клавишного инструмента, внешне
подозрительно напоминающего игрушечный саксофон. Почти как у Башлачева:
"Мужики выражали сомненье, и таращили бабы глаза". А потом
случилось незабываемое - настоящие восточные танцы. И если первый
номер заслужил заслуженные аплодисменты благодаря исключительно
мастерству исполнителя, то два последующих вызвали шквал одобрительных
эмоций, спровоцировав бурную реакцию нижних чакр мужской половины
аудитории. В самом деле, оторвать взгляд от сцены мог разве что
киборг или гомоэрот, настолько выразителен был каждый сантиметр
трепещущей плоти полуобнаженных танцовщиц. Впрочем, всему хорошему
приходит конец. Вожделенных гурий сменил автор этих строк. И провел
у микрофона минут пять. "Много лишних слов!", - говорили
потом некоторые. И, вероятно, не ошиблись. Но ведь хотелось высказаться,
а когда еще потом такая возможность представится. Конечно, понимаю,
чепуха эта речь была и эклектика, да и без цитирования всем известных
источников (да и, чего греха таить - даже самоцитирования) не обошлось.
Но все же не мог я иначе сказать о том чувстве радости, которой
буквально дышит фильм Светланы Ельчаниновой и Ивана Савченко. Это
и есть то самое дыхание жизни, без которого любой фильм, любая книга,
любая песня, любое творческое высказывание теряют смысл и растворяются
в небытии. Думаю, последовавшие за вступительным словом двадцать
четыре минуты ни для одного из зрителей не стали потерянным временем.
А что произошло в этот короткий промежуток времени - не скажу. Читайте
рецензии, а лучше смотрите "СамарКант". Не повредит в
любом случае. И был банкет, и было шампанское, и была дыня. И еще
много тостов и даже песни. И было легкое сожаление, что отучились
уже авторы "СамарКанта" во ВГИКе. И надежда на появление
в стенах нашего любимого института новых талантливых, изобретательных,
упорных и, самое главное, тонко чувствующих и умеющих выразить на
экране порывы своей души молодых кинематографистов. Впрочем, что
день грядущий нам готовит, неизвестно, и это даже хорошо, ведь хороший
сюрприз всегда приятен. А Светлане Ельчаниновой и Ивану Савченко
пожелаем, как положено, успехов в большом кино. И добавим - "И
чистого и острого взгляда". Ибо, как говаривал мудрец из Кенигсберга,
в зрачке глаза - небеса, как бы мало не было сердце.