Вот уж никогда не думала, что придется писать проблемную статью именно
на эту тему. Никогда и в страшном сне не могла предположить, что у кого-то
повернется язык обвинять меня в великорусском шовинизме, как осмелились
сделать организаторы и участники выступления мордовской группы "Торама"
после публикации отзыва о выступлении этой группы в Москве. Меня просто
завалили угрозами и нецензурными посланиями их представители. Такое поведение,
конечно, можно было бы объяснить определенным провинциализмом и юношеским
невежеством данных "господ". Но есть этические границы даже
и в дискуссиях, нарушать которые просто недопустимо. Недопустимы публичные
высказывания так называемого московского менеджера группы "Торама"
некоего Берта о том, что все географические названия России имеют мордовские
корни, а русские - нация прирождённых рабов. Никто у нас не потерпит высказанных
им угроз хакерских атак на сайт СКРИНа. И некоторые обвинения в мой адрес,
например, в нацизме, высказанные в грубой скабрезной форме, нуждаются
в жесткой отповеди. И в элементарном уроке ликбеза для мордовских "культурологов"
и их московских фанов.
С начала 80-х я постоянно делала в Москве подпольные авангардно - джазовые
и рок-концерты. И ориентировалась на приглашение в столицу молодых иногородних
музыкантов, а лучше национальных коллективов. Все это было тогда не в
фаворе, не являлось мэйн-стримом (как, впрочем, и сейчас, за исключением
приглашений побаловать экзотичкой публику в кабаке). И вся тусовка знала,
что Комета - единственный подпольный менеджер-популяризатор всего необычного
и национально-самобытного в Москве. На легендарный рок-фестиваль в Подольске
в 1987 г. я пригласила панк-группу "JMKE" вообще знающую не
больше десятка русских слов на всех, в том числе мое имя. И эти навороченные,
с гребнями и коже-булавочными прибамбасами ребята, перед каждой песней
с трудом выговаривая русские слова трогательно пытались сказать 5-тысячной
аудитории о чем они поют. Потом были рок-фестивали "Сырок" и
первые (часто единственные) в Москве выступления национальных рок-групп
с Украины ("Вика Врадий", "Братья Гадюкины", "Вопли
Видоплясова", "Раббота Хо"), Белоруссии ("Зартипо",
"Князь Мышкин", "Улисс"), Латвии ("Цемент",
"Карт-бланш"), Тувы ("Биосинтез"), Якутии ("Чолбон")
и других ребят из отдаленных, но горячо любимых мною, национальных окраин.
Чудная приджазованная группа из Баку "Чарли Атл" как-то спросила
меня по телефону перед приездом на 4-й "СЫРОК": у нас программа
на русском языке есть и на азербайджанском, так какую везти? Без колебаний,
даже с некоторой обидой я сказала: конечно, на азербайджанском. Всегда
с большим уважением и любовью я относилась ко всем национальным культурам.
Эти чувства были привиты мне с детства моей мамой, которая возила меня
во время своих длинных летних учительских отпусков по всей нашей необъятной
стране - СССР. Обожаю роскошный Ташкент и помню до сих пор аромат чая
в чайхане "Голубые Купола", помню гладь Иссык-Куля и шелестящую
тишину столицы Киргизии Фрунзе, бесконечно-знойное шоссе до сказочных
Бухары и Самарканда, никогда не забуду голубые ели у памятника Давиду
Сасунскому в Ереване, гору Мтацминда и скорбную медную гроздь винограда
на могиле одного из моих самых любимых актеров Серго Закариадзе в Тбилиси,
автостоп по ночной трассе из Махачкалы в Дербент под пронзительными кавказскими
звездами, каштаны на Крещатике в мае, первая чашка кофе в кафешке у Домского
собора после прибытия утреннего московского поезда в Ригу, вращающийся
флюгер "Ваана Тоомас" на шпилях таллинских соборов... И колокола
Хатыни, мраморные контуры детских бараков в концлагере Саласпилс, горечь,
слезы от того, что какие-то непонятные нацисты хотели уничтожить наш народ,
весь, целиком, невзирая на нашу прекрасную многонациональную культуру,
уничтожить наши языки, и русский в первую очередь, наши песни, картины,
наших отцов, матерей, детей, белорусов, украинцев, казахов, грузин, абхазов,
всех-всех-всех... В эти мгновения формировалась во мне бешеная, неуемная
ненависть к любому проявлению нацизма. Именно нацизма, отличающегся от
чувства национальной гордости желанием уничтожить, унизить все "не
свое". Я люблю и уважаю все, без исключения, национальные культуры,
но горжусь тем, что я русская и никому не позволю вести профашистскую
линию унижения русской культуры. В выступлении и дальнейшем поведении
группы мордовского фольклора "Торама" я вижу не только попытки
уничижительного отношения к русской культуре и языку, но и унижение своей
национальной культуры. Кто дал право так называемым идеологам мордовской
нации, каковыми считают себя молодые люди из этого ансамбля, противопоставлять
мордовский фольклор и самобытную, вне всякого сомнения, мордовскую культуру,
русской культуре? Кто вручил им такие полномочия? Американский президент
Буш, судя по их угрозам мне по телефону. А что вы смеетесь? Именно так
и было заявлено их московским менеджером: нам сам Буш сказал, что мы великая
музыкальная....... А членами мордовской диаспоры, мол, являются почти
все московские чиновники, и они еще доберутся до вашего интернет-клуба!
Из Саранска по электронной почте пошли угрозы нашему провайдеру и матерные
издевки: мол, сотрем вас с лица земли за то, что называете нас "тупорылой
мордвой" - болезненные фантазии местных мордовских нацистов. Сами
себя омерзительно как-то называют, сами и обижаются. Между тем, саму статью
о выступлении "Торамы" все те, кто участвует в истерии -
не читали. Идёт телефонный шестой пересказ пятого слушателя, который видел
того, который слышал того, который смотрел на того, который читал. Все
это было бы смешно, если бы не стало в какой-то момент гадко до нестерпимого
жжения. На сайте СКРИНа вот уже пять лет совершенно бесплатно поддерживается
крупнейший культорологический ресурс рунета, в котором находят приют представители
многих национальных культур нашей разорванной насильственно на кровавые
куски страны: национальные костюмы
Таджикистана, телевизионный видеоарт
по стихам Омара Хайама, чувашский музыкальный
проект казанской группы "7Б"
и Елены Тошиковой, традиционный индийский
танец "катхак" и спектакли с восточными танцами живота,
уникальные архивные видеоматериалы тувинцев, азербайджанцев, якутов, ительменов,
мы поддерживаем с ними дружескую многолетнюю переписку, обновляем материалы,
помогаем им наладить творческие и деловые контакты.
И вот нам грозят расправами и судами какие-то воинственные парни, которые,
по-видимому, спят и видят чеченский вариант самоутверждения Мордовии.
Или, в крайнем случае, прибалтийский вариант уничижения русскоязычного
большинства хотя бы в рамках города Саранска, если уж нельзя "раздуть
пламя национально-освободительной...." Пока же с гордостью дикарей
пишут на своем официальном сайте, что в Саранске прошел их концерт, где
не было сказано со сцены ни одного русского слова. А то, что в Мордовии
из 976 тысяч населения всего 365 тысяч - мордва, а русских 607 тысяч,
то есть вдвое больше- это фигня. Им это неинтересно. Лавры чеченских националистов
и эстонских "лесных братьев" не дают им покоя. И угрозы в стиле
бритоголовых и уголовников, и хамство в стиле "новых русских"
- черты одного уродского лица. Мурла. Которое я презираю и ничуть не боюсь.
В разгар советских депрессий я не боялась всей громады коммунистического
карательного аппарата. Неужели вы, засранцы, можете хотя бы предположить,
что я испугаюсь вас, юродивых, прикрывающихся потасканными флажками псевдо-национальной
идеи никем и не ущемляемой мордовской самостийности.
До начала пресловутого концерта, на который нас силком затащили московские
знакомые "Торамы", мы дружески побеседовали с музыкантами, проинформировали
их о трансляции на сайте СКРИНа, записали
им адрес для того, чтобы они смогли посмотреть эту трансляцию. И они были
вполне довольны нами. Так же как и организаторы концерта. А вот после
невосторженной статьи о мероприятии, все это дерьмо из них и поперло.
Если бы мы, в один голос с "Бушем" или Жискар дЭстэном, восхваляли
и восторгались, тогда претензий нет. А так как мы осмеливаемся иметь собственное
мнение по поводу того, что увидели и услышали, то мы - говно. Мне до тошноты
омерзительна эта разборка, и именно из-за этой блевотности я не буду помещать
никакие видеозаписи группы "Торама" на своем сайте, но все же
проведу трансляцию их выступления в Москве, чтобы они не смели даже думать,
что кто-то в СКРИНе их испугался. Козлы. Мне просто противно все это.
Не будет этот новомордовский коллектив, который мы решили называть "Пальцы"
(как новые русские бандюки выставляют "козу" в знак своей "крутости")
марать своим присутствием почтенный сайт старейшего российского интернет-клуба
СКРИН. И их видеозапись не удостоится чести быть рядом с видео
восхитительного "Народного праздника", "Ладанки",
перфомансов Сергей Летова, Михаила
Жукова, "Вежливого отказа",
"Веселых картинок", архивными
записями лучших отечественных рок-групп почти 20-летней истории нашего
совместного бытия с ними на едином пространстве некоммерческой контркультуры
нашей многонациональной Родины.