Кирилл Кац. Лимерик как оригинальный вид русского народного творчества. У жителей древнего шотландского города Лимерик с незапамятных времен
сохранилась традиция : раз в год, на святки, собираться на центральной
площади и петь своеобразные частушки, сопровождая наиболее удачные припевом:
Классические формы, разумеется, интересны в наибольшей степени именно с точки зрения их нарушения. Основное нарушение - тот факт, что лимерикские частушки со времен Эдварда Лира перестали быть принадлежностью города Лимерика, сохранив память о Родине лишь в названии жанра (теперь они так и называются - "лимерики"). Тот же Эдвард Лир свел исторический реализм лимерика к полному абсурду (но, видимо, такого викторианское понимание мировой истории). И, опять же, викторианец Эдвард Лир не мог, по причине соответствующего воспитания, сохранить раблезианский характер классического лимерика. Но главное, что он сохранил - это ФОРМА лимерика, его , в прямом смысле слова, ГЕОМЕТРИЯ: дело не только в жесткой последовательности рифм ( АА-ББ-А ), но и в определенной эмоционально - смысловой нагруженности каждой строчки. Первые две строчки представляют собой тезис, вторые - нарративный или (чаще) эмоциональный антитезис; но последняя строчка - вовсе не банальный синтез предыдущих четырех, но некий АНТИсинтез, целиком, с одной стороны, уводящий нас от темы ( и, значит, создающий противоречие на новом уровне), а с другой стороны - не создающий нового вопроса, а дающий чисто эмоциональный ответ. Геометрию лимерика можно представить следующим образом: ТЕЗИС : Молодой монах из Тувы // Зад раскрасил в виде айвы. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИСИНТЕЗ : Ну, а запах? А запах - увы!.. Отсутствие текстуального синтеза и, одновременно, эмоциональная законченность, заставляют нас самостоятельно усматривать в центре образовавшейся фигуры некий образ, более глубокий и более широкий, чем могут вместить вместе взятые дух традиционной Шотландии и дух викторианской Англии. Этот образ умещается только в России. Посему и не удивительно, что лимерик стал, наконец, формой русского народного творчества. Предлагаемый ниже материал собран благодаря длительным фольклорным изысканиям в достаточно ограниченной, можно сказать, узко-академической культурной среде. Но, по нашему убеждению, именно эта субкультурная общность - единственный островок стабильности в условиях возрастающей социокультурной энтропии, островок, по которому среди курганов средней полосы бродят последние представители великого и могучего русского народа. Итак, русские народные лимерики. 1. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ. *** Молодой генерал из Италии *** Молодой скотовод из Монголии *** Пожилой раввин из Бердичева *** Молодой джигит из Баку *** Молодой педераст из Лыткарино *** Молодой феодал из Урарту *** Композитор из города Клина *** Программист из страны Катманду *** Молодому сэнсею винг-чунга *** В Рим наведался старец из Гретны, *** В Гуантанамо старец из Гретны *** На дворянском балу хрыч из Гретны 2 . МЕМУАРЫ Говорил Мандельштам Пастернаку: *** Говорил Пастернак Мандельштаму: *** Говорит Менделеева Блоку: *** Говорит Маяковский Фадееву: *** Раз Фадеев спросил Эренбурга: *** Бодхидхарма говаривал Генделю: 3. БИБЛИОГРАФИЯ.
*** Раз спросил Ормузд Аримана: *** Говорил кардинал Д` Артаньяну: |