Кирилл Кац.

Лимерик как оригинальный вид русского народного творчества.

У жителей древнего шотландского города Лимерик с незапамятных времен сохранилась традиция : раз в год, на святки, собираться на центральной площади и петь своеобразные частушки, сопровождая наиболее удачные припевом:
"Лимерик, Лимерик, Поехали все в Лимерик!"
Удача же исчислялась по трем формальным показателям:
1. Пространственная локализация, т.е. указание на конкретный населенный пункт;
2. Историческая локализация - намек на реальное событие;
3. Текст должен обязательно содержать непристойность.

Классические формы, разумеется, интересны в наибольшей степени именно с точки зрения их нарушения. Основное нарушение - тот факт, что лимерикские частушки со времен Эдварда Лира перестали быть принадлежностью города Лимерика, сохранив память о Родине лишь в названии жанра (теперь они так и называются - "лимерики"). Тот же Эдвард Лир свел исторический реализм лимерика к полному абсурду (но, видимо, такого викторианское понимание мировой истории). И, опять же, викторианец Эдвард Лир не мог, по причине соответствующего воспитания, сохранить раблезианский характер классического лимерика. Но главное, что он сохранил - это ФОРМА лимерика, его , в прямом смысле слова, ГЕОМЕТРИЯ: дело не только в жесткой последовательности рифм ( АА-ББ-А ), но и в определенной эмоционально - смысловой нагруженности каждой строчки. Первые две строчки представляют собой тезис, вторые - нарративный или (чаще) эмоциональный антитезис; но последняя строчка - вовсе не банальный синтез предыдущих четырех, но некий АНТИсинтез, целиком, с одной стороны, уводящий нас от темы ( и, значит, создающий противоречие на новом уровне), а с другой стороны - не создающий нового вопроса, а дающий чисто эмоциональный ответ. Геометрию лимерика можно представить следующим образом:

ТЕЗИС : Молодой монах из Тувы // Зад раскрасил в виде айвы.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
АНТИТЕЗИС : Были краски свежи // И черты хороши;

АНТИСИНТЕЗ : Ну, а запах? А запах - увы!..

Отсутствие текстуального синтеза и, одновременно, эмоциональная законченность, заставляют нас самостоятельно усматривать в центре образовавшейся фигуры некий образ, более глубокий и более широкий, чем могут вместить вместе взятые дух традиционной Шотландии и дух викторианской Англии. Этот образ умещается только в России. Посему и не удивительно, что лимерик стал, наконец, формой русского народного творчества. Предлагаемый ниже материал собран благодаря длительным фольклорным изысканиям в достаточно ограниченной, можно сказать, узко-академической культурной среде. Но, по нашему убеждению, именно эта субкультурная общность - единственный островок стабильности в условиях возрастающей социокультурной энтропии, островок, по которому среди курганов средней полосы бродят последние представители великого и могучего русского народа.

Итак, русские народные лимерики.

    1. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ.

***

        Молодой генерал из Италии
        Подчиненным крутил гениталии;
        При отсутствии оных
        У его подчиненных
        Он дарил им цветочки азалии.

***

        Молодой скотовод из Монголии
        Разводил на балконе магнолии
        А потом всем подряд
        Их распихивал в зад,
        Потакая своей меланхолии.

***

        Пожилой раввин из Бердичева
        Суп варил из помета птичьего
        И варево это
        За тонкость букета
        Уважали гурманы Бердичева.

***

        Молодой джигит из Баку
        Признавался в любви ишаку.
        Но ушастый болван
        Не любил мусульман -
        Он возил в Ереване муку.

***

        Молодой педераст из Лыткарино
        Полюбил космонавта Гагарина.
        Написал заявленье,
        Получил разрешенье -
        А прислали дублера - татарина.

***

        Молодой феодал из Урарту
        Трех невольниц поставил на карту:
        Двух из них проиграл
        Государству Непал,
        А одну проиграл Бонапарту.

***

        Композитор из города Клина
        Уронил на жену пианино.
        Зазвенела струна,
        Заревела жена:
        Это круче,чем доза стрихнина!

***

        Программист из страны Катманду
        Раз подвесил винды на елду
        И сказал: яка кака
        Этот "виндоус Чикаго"!
        В рот .....я такую среду!

***

        Молодому сэнсею винг-чунга
        Подарили кольцо нибелунга;
        Он его то погладит,
        То на хой приладит -
        Далеко ему до нибелунга!

***

        В Рим наведался старец из Гретны,
        Изобрел там приборчик минетный.
        На вопрос:" Для девиц?"
        Отвечал: "Нет, для птиц!"
        Этот лживенький старец из Гретны.

***

        В Гуантанамо старец из Гретны
        С базы спер мощный крейсер ракетный.
        На вопрос: "На хрена?"
        Отвечал : " Для зерна!"
        Этот лживенький старец из Гретны.

***

        На дворянском балу хрыч из Гретны
        Заблевал пол старинный паркетный.
        Говорили:" Ты хам!"
        Отвечал: " Знаю сам!"
        Этот лживенький старец из Гретны.

    2 . МЕМУАРЫ

        Говорил Мандельштам Пастернаку:
        Не пора ли, дружище, в атаку?
        Отвечал Пастернак :
        Хватит! Хватит атак!
        Лучше выдави соку из маку.

***

        Говорил Пастернак Мандельштаму:
        Не пора ли слинять нам в Панаму?
        Отвечал Мандельштам:
        Хватит! Хватит панам!
        Я давно не видал свою маму.

***

        Говорит Менделеева Блоку:
        Я боюсь разродиться до сроку!
        Тот ответил ей: Ах!
        Ваш панический страх -
        Словно креслице в стиле барокко!

***

        Говорит Маяковский Фадееву:
        Я сейчас привяжу тебя к дереву;
        Ты руками маши
        И проси анаши;
        Кто не даст - посылай, бля, ко мне его!

***

        Раз Фадеев спросил Эренбурга:
        Почему ты не гасишь окурка?
        Тот ответил: Ах, Саша!..
        А пошел ты в парашу!
        Я разгадывал план демиурга!

***

        Бодхидхарма говаривал Генделю:
        "Я весь мир, брат, на редьку и хрен делю;
        Знай: стон флейты звучащей
        Воя волка не слаще.
        Не проникнешься - съезжу по кренделю!"

    3. БИБЛИОГРАФИЯ.


        Ошалев от любовного сплина,
        Помидор приставал к Чипполино:
        Встань поближе к окну!
        Что-то я не смекну -
        Чи полино ты, чи - не полино.

***

        Раз спросил Ормузд Аримана:
        Что торчит у тебя из кармана?
        Отвечал Ариман,
        Свой мусоля карман:
        Это так, это- просто нирвана!

***

        Говорил кардинал Д` Артаньяну:
        Ты ,бесстыдный потомок Онана!
        Ты сегодня в ночи
        В моем парке дрочил
        И забрызгал мне спермой сутану