Китайская осень

Осенние воды зеленеют, как яшма,
Заря распустила красные ленты

Между русскими и китайцами все же есть какое-то глубинное, на уровне подсознания, сходство. Недаром именно наши идеи коммунизма были так мощно, и гораздо более конструктивно, как показало время, поддержаны китайцами. Может быть наше географическое соседство, большие территории и многочисленное население тому причиной. Или какие-то исторические параллели. Или ощущение причастности к космосу. Или близость к природным шумам и запахам. Не знаю.

Предрассветный туман укутал цветов опахала,
И плавает осень в воде в нарядных красных одеждах

Но вот недавно писала заметку об осенних натюрмортах русских художников, у которых именно осенних фруктов и овощей в натюрмортах больше, чем у европейских. Там в натюрмортах изобилие цветов - роскошных роз, пионов и всего-всего, изящная посуда – винные графины, хрустальные бокалы, откормленная дичина – бесконечные тушки фазанов и перепелов. Все изобильно, богато, сверкающе, искристо. У нас, конечно, тоже в ХIX веке кое-что такое же было. Но мало и нами не оценено. Нам ближе тыква в кухне Пименова. В этом есть глубинная тенденция. В то время, когда в Европе расцветал великолепный Ренессанс – у нас светились миндалевидными глазами темные лики иконописной Богоматери и печального Иисуса. Не было ни роскоши тел «святых» дам, ни причудливых композиций «святых семейств». Обожаю эпоху Возрождения. Но ведь и в нашей живописи той эпохи есть своя космическая прелесть – Духовность с большой буквы. Близость к человеческой Душе. Причем Душе обычного человека, простого и бесхитростного, которому не нужно ничего в этом мире, кроме этих сопереживающих глаз и скорбно сжатых губ – Они переживают за нас. И этим близки нам.

Осенью старый крестьянин сидит у реки.
Удары весел по воде бередят ему душу

Так и наши натюрморты – прелестны своей близостью к простому человеку – человеку, которому нечего даже и делать с хрустальными кувшинами и мертвыми фазанами. Нам хватает холодной водки из ледника и квашеной подмороженной капустки с брусникой. И еще нам нужен космос – поэтому у нас есть Гагарин. А Гагарину тоже не нужны изыски европейского застолья. Как и любому простому русскому человеку – круг замкнулся. И этим мне оказалась близка живопись китайского художника, живого классика современного китайского искусства Цуй Жучжо – простота и близость ко мне, обыкновенному человеку.

Осенний ветер тянет гусей и уток в небо –
Пора улетать

Его выставка называется «Мерцание гладкой яшмы». И не случайно она проходила в Москве осенью – большинство работ посвящено именно межсезонью. Осень и весна – основные темы восхитительно нежных свитков. Да, это именно свитки: тушь на бумаге. Это интересная техника гохуа, являющаяся возобновлением древних китайских живописных традиций III – II вв. до н.э. Она близка к каллиграфии. Поэтому чередование на выставке живописных свитков и иероглифических записей выглядит вполне органично.

Какие слова подобрать, чтобы описать осень в Цзяннани,
То, как клубятся облака на небе и прячутся туманы в долине

Стиль Гохуа – это переплетение каллиграфии, поэзии, живописи и особой техники передачи изображения.

Медленно вечереет осенним днем,
Иней покрывает желтые цветы

Какие слова подобрать, чтобы описать осень в Цзяннани,
То, как клубятся облака на небе и прячутся туманы в долине

Не буду пересказывать отвратительное информационное панно, размещенное перед входом на выставку с перечислением стоимостей работ Цуй Жучжо на аукционах Christie’s – автор этой инфо перепутал этажи выставочного помещения. В этот же день там же проходила идиотская тусовка Mercedes-Benz Fashion Week Russia и вокруг толпились какие-то разболтанные парнишки в кроссовках на босу ногу и раскрашенные девицы в джинсах – бойфрендах. Перед входом стояла попсовая дорогущая красная машинка на постаменте, суетились квадратноголовые секьюрити. И тихо в цокольный этаж Манежа струились совсем другие люди с совсем другими лицами. Спускались на подпольную в буквальном смысле этого слова выставку почти монохромных полотен, достаточно однотипных композиционно, странно многосоставных, перемежающихся вертикалями непонятных иероглифических строк. И застывали перед тенями на бумаге.

Облака еще напоминают о лете
Но листья деревьев шепчут об осени

И я застыла. Медленно перетекала от свитка к свитку, вчитывалась в стихотворные строки – названия свитков, вглядывалась в тени скользящих лодок и в туманные контуры скрытых среди деревьев маленьких домов и наполненные особым покоем фигуры живущих в этих домах. Они редко бывают в своих жилищах по одному… Они о чем-то степенно беседуют по несколько человек в одном небольшом пространстве. И это бесконечное повторение тумана, снежных хлопьев, контуров небольших жилищ, лодок, деревьев и еле намеченных горных склонов. Медитативный покой и редкое вкрапление размытых охристых или брусничных цветовых пятен…

Холодная зелень укрыта осенним туманом

У нас трудная осень: война в Сирии, Украина, платежки за коммуналку, от которых душит бессоница страха перед завтрашним днем. Мы, русские, исторически очень политизированы: много переживаем за то, что творится далеко, разговариваем об этом на кухнях, кричим и спорим о политике на многочисленных ТВ-шоу. Мы – не америкосы, которых не волнует ничего, дальше своего квартала, и для которых нет ни одной страны на земном шаре, кроме их “сияющего храма на горе” под звездно-полосатым флагом. Для нас трагедия вчерашнего дня – убили Моторолу в Донецке. И мои друзья со слезами на глазах, стиснув зубы, проклинают украинских фашистов. Для нас это – боль и несчастье рядом. Не заплатили денег матери семерых детей где-то в провинции – мы готовы последнее ей отдать. Не пустили на Олимпиаду наших параолимпийце – даже я ревела от обиды и жалости.

Переменчивый осенний ветер,
Бледная луна увенчана рваными тучами

Мы живем сейчас в очень мрачном и малорадостном социально-политическом и экономическом полумраке. Плохо. Но мы почти ничего не можем изменить. Вот только можем и должны говорить, писать о прекрасном, о важном и нужном для души.

Осенний ветер приносит благоухание лотоса

Вот я и пишу об этой чудной выставке. Здесь – покой, чистота, неспешные беседы, тихая рыбалка, опадающие в струи воды осенние листья.

Ты намок под дождем,
Но дорога вдали чиста и суха

И не читайте, пожалуйста, о том, за сколько миллионов продаются эти картины – плюньте и забудьте. На этих свитках течет своя жизнь – размеренная, спокойная, с минимизированными потребностями, в гармонии с окружающей природой и сменой времен года. Вот сейчас у них и у нас осень…

Хорошо на осеннем ветру между сосен на скалах
В одиночку стихи вспоминать

P.S. В данном материале стихотворные строки с выставки никак не связаны с показываемыми работами. И то, и другое является элементами для создания определенного настроения. Могу сделать отдельную подборку свитков с соответствующими им стихами - но это уже будет другая история.