Два Рождества

Так получилось, что этой зимой я отмечала, и отмечала достаточно бурно, два Рождественских дня в абсолютно непересекающихся вселенных.

25 декабря стояла на площади св. Петра в Риме и слушала обращение папы римского Франциска к народу.

А 7 января играла рождественское вертепное представление в уютном деревянном домике недалеко от Оки.

Не могу не замечать секуляризации современного общества. И как-то даже осознаю себя явным участником этого процесса. Но...

Пасмурное небо над Римом. Тепло. Пальмы сочно смотрятся на фоне средиземноморских сосен. Кое-где цветут ещё не обрезанные розы и среди травы в маленьких патио можно найти какие-то мелкие цветочки типа крокусов. Работают фонтаны. На площади перед собором очень много народа, пришли большие семьи с детьми и стариками. Есть целые классы итальянских школяров в одинаковой школьной форме. Настроение приподнятое и праздничное. Посередине площади возвышается огромная наряженная ель и красочный рождественский презепе рядом с нею. И в яслях уже лежит младенец, хотя накануне вечером его там ещё не было.

Презепе - фигуративная композиция, посвященная сюжету из библии, а именно рождению Иисуса Христа. Согласно историческим источникам традиция делать презепе появилось еще в XIII веке. Первый презепе, якобы, показал святой Франциск Ассизский, в его рождественской композиции все люди и животные были настоящими. Со временем их заменили на деревянные фигурки и состояли презепе из небольшого количества фигур: новорожденного младенца Иисуса, его матери Марии, Иосифа, волхвов, пастухов, животных в хлеву вертепной пещеры. Подобные композиции, как правило, размещались в церквях и храмах. Во всех римских церквях и сегодня обязательно размещаются различного вида презепе: есть простые композиции, украшенные бумажными цветами с любовью и тщанием, есть красиво подсвеченные, с обилием характерных персонажей явно небиблейского вида, с журчащей на игрушечных мельницах водой, со сложными движущимися механическими конструкциями. Есть целые кукольные многофигурные жанровые сценки, с интерьером трактира, с десятками изумительно выполненных бытовых предметов, интерьерных украшений, почти живых фигурок людей и животных. Вертепные сценки располагают и во дворах жилых кондоминиумов. Их, как правило, делают дети всего жилого комплекса совместно со взрослыми. И всё это очень нарядно и тепло. Так и хочется перенести такую традицию к себе домой.

Так вот о рождественском появлении папы римского пред народом. Вокруг воодушевлённые лица, праздничное волнение, на больших экранах транслируется не только речь Папы, но и лица из толпы на площади. Что вызывает бурю восторга окружающих меня людей. Идёт прямая трансляция действа в интернет. Надо сказать, что веб-камеры давали картинку с площади уже за сутки до Рождества. И мы с удовольствием порассматривали её, рассказали об этом всем по скайпу своим друзьям дома. Постановщики шоу очень хороши! Маршевые проходы нарядных военных к ступеням храма св. Петра, церемония их общения с ватиканской стражей в ярких средневековых костюмах, придуманных ещё Микеланджело — всё просто здорово. Но когда в момент появления Папы на балконе собора сквозь тучи пробились яркие солнечные лучи и небо в один миг разголубелось и просто-таки развернулось, как театральная декорация над куполом собора — все дрогнули. И я в том числе. Сильно сделано. Вот так празднично и светло отмечается католическое Рождество в Риме.

Белоснежный покров прикрыл землю, деревья и утеплённые кусты роз и туй в паре часов езды от Москвы. Какая-то особая тишина вокруг и умиротворение в душе. Да, алкаш дремлет на вокзальной скамейке и гора мусора у остановки. Но мусор припорошен тем же белым снегом, а пьяница чем-то похож на Женю Лукашина из «Иронии судьбы». В натопленном дачном доме уютно потрескивает камин, на боковинках вертепной ширмы сказочно подрагивают свечи. Играется традиционное русское вертепное действо, звучат старинные песни, графичная изысканность и рукодельная роскошь традиционных русских костюмов создаёт волшебное ощущение парения во времени и пространстве.

Мать Мария
По полю ходила,
Весть носила,
У Бога просила:
Боже, наш Боже,
Уроди нам рожи -
Ржички-пашанички
В каждом колосичке,
В поле зерно,
В доме добро.
Маленьки робятки
Стояли в оградке,
Христа дожидались -
Христ народился,
В ограде явился.
Сею-вею посеваю,
С новым годом поздравляю!
С Праздничком!

Вспомнилось, как мы разговорились в Риме около фрески Каваллини в церкви Санта Чечилия ин Трастевере с итальянской семейной парой из Милана об особенностях религиозной живописи итальянской и русской. Они были несколько лет назад в России, в восторге от городов Золотого Кольца и наших древних икон. Мы сошлись на том, что великолепные чувственные росписи римских храмов и музеев — это аппеляция к телесной сущности человека, а андрогинная визуальная эстетика русской иконы взывает к тончайшей духовной сфере его. И это более правильно для формирования Души, как категории, отличающей человека от всего сущего. Мы замечательно беседовали на смеси английского, итальянского и мимического языков. Понимали друг друга. Радовались, что нам так интересно вместе. Радовались и тому, что сакральное искусство свело нас именно в Рождественские дни у замечательного произведения итальянского художника, что вокруг так много людей, желающих прикоснуться к этому искусству. Вообще к искусству, а не к порнографии гей — парадов и голожопых перфомансеров, показывающих и пропагандирующих всякое непотребство. Наверное эти новомодне-европейскоценностные действа тоже бывают массовыми, но сейчас не хотелось об этом даже думать. Прелестные лица Мадонн, с их полуопущенными глазами, целомудренными даже в своей наготе светлыми телами, изгибы их рук и мраморные складки мафория — всё это возвышает зрителя над бытом и сиюминутностью.

Трепет свечи... русая коса девочки, поющей христославие... трогательно-наивные, какие-то пронзительно архаичные фигурки тряпичного Ангела и чёрта, царя Ирода и совсем нестрашной Смерти, войлочная коровка и ослик — и десяток человек, в одушевлённых бликах живого огня всматривающихся в действо, сопереживающих ему. И сладкое волнение в груди... Как при созерцании почти соприкоснувшихся рук Человека и Творца во фреске «Сотворение Адама» с росписи Микеланджело плафона Сикстинской капеллы.

Всё прекрасное едино по своей сути. И это прекрасное делает нас сильными и бессмертными. Переносит нас в Вечность.