Осенние натюрморты

В этом году я, наконец-то, решилась на внедрение в социальные сети. До этого демонстративно игнорировала их. Да и сейчас не в восторге от тамошней толкотни. Пытаюсь сделать эту толкотню хоть чуть-чуть осмысленной. Завела группу Облако Оорта, где можно вроде как пообщаться разумно. Если хочешь именно разумно. Пока я там почти в гордом одиночестве «тихо сама с собою веду беседу». Но так ведь и открыла группу пару дней назад. А на заставку взяла фотографию, которая случайно у меня получилась на даче, когда я пошла зачерпнуть ведро воды из бочки, стоящей под стоком крыши. Наклонилась над бочкой, а там отражается небо с облаками, деревья, уголок крыши и плавает одинокий березовый осенний листок. Странная потусторонняя картинка. Я ее и сфотографировала. Одиночество этого листика заставило одну из участниц группы моего Облака жалостливо посоветовать мне окружить этот листик красивой и яркой осенней листвой и перестать быть одинокой и печальной. А я вовсе не одинокая и печальная. В Альбоме моей группы есть, например, дивно-красочный натюрморт моего любимого Мартироса Сарьяна с россыпью персиков, баклажанов, перчиков, тыкв и всего осеннего изобилия. Я стала просматривать натюрморты русских и советских художников ХХ века. И вдруг заметила, что именно осенних натюрмортов у наших художников значительно больше, чем каких-либо иных. И больше, чем осенних натюрмортов у европейских живописцев. Все наши замечательные авангардисты революционной поры прошли через картины с осенними фруктами и овощами: Малевич,

Кандинский,

Шагал.

И вообще все-все-все. Чудный натюрморт Грабаря «Груши на синей скатерти» (1915 г.).

А кубофутуристический «Натюрморт с фруктами»(1912-1913 гг.) Натальи Гончаровой?

«Яблоки на красной ткани» (1917 г.)

и возвышенно-небесный «Розовый натюрморт» (1918 г.) Кузьмы Петрова – Водкина.

Аппетитный арбуз Петра Кончаловского в 1929 г. так и просится на ваш стол.

Акварели Сергея Захарова, выполненные в технике акварельной заливки, легки, прозрачны и в то же время очень экзотичны.

Использование фрагментов азиатских тканых сюзане на заднем плане заставляет вспомнить роскошные базары Самарканда и Бухары, с их истекающими соком дынями и виноградом, который я ела, сидя когда-то в юности на ступеньках медресе Улугбека на площади Регистана в Самарканде.

Горячие лепешки и нежнейший киш-миш – этот вкусовой букет запомнился мне на всю жизнь.

Даже искрящийся человеколюб и портретист Пименов не удержался от «Натюрморта с тыквой и сковородой», после написания которого он явно пообедал тыквенной кашей, которую и я очень люблю.

Ну и, конечно же, говоря о натюрмортах того времени, нельзя не вспомнить многочисленные и очень живые натюрморты Ильи Машкова. Основатель легендарного художественного общества «Бубновый Валет», Машков стал одним из идеологов сообщества. Именно благодаря ему "валеты" так часто рисовали натюрморты, напоминающие вывески продуктового магазина. Художники экспериментировали с формой и цветом. Позднее Машков вступает в «Мир искусства» - объединение, которое существовало с конца XIX века и объединяло самых выдающихся русских художников. В 1925 году Машков вступает в новое общество АХРР (Ассоциация художников революционной России), которая проповедует новые, революционные идеалы. По сути, он становится одним из первых идеологов социалистического реализма. Художник состоит в Ассоциации до самого ее распада в 1929 году. В этот период он пишет картины счастливой новой жизни, портреты передовиков производства, натюрморты с изобилием продуктов. Московские живописцы, бывшие соратники Машкова, не понимают его новых идеалов, многие из них живут в эмиграции. Илья Иванович же остается в СССР и полностью поддерживает новые идеи. На протяжении почти всей жизни Илья Машков, художник, живописец, преподавал. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР. Среди его учеников были Фальк, Татлин, Осмеркин, В. Мухина.

Когда начинаю вспоминать натюрморты русских художников, то в первую очередь вспоминаю именно осенние фрукты в разных стилях и антураже Ильи Ивановича Машкова. Это и почти матиссовский «Натюрморт» (1929 г.) с синим виноградом и безликими, но очень живыми фигурами коронованной женщины и оседлавшего ослика какого-то тбилисского кинто.

И этакая золотая хохлома с фруктовым вкусом в «Натюрморте» (1910 г.)

А его яблоки! От условно-контурных яблок на блюде «Натюрморта с виноградом» (1910 г.),

через подчеркнуто – декоративные «Яблоки» (1910 –е гг.)

к аппетитно реалистичным фруктам в натюрмортах 1936 и 1940 гг.

А вы говорите, что я по-осеннему одинока. Нет, вокруг меня кипит яркая и обильная цветом жизнь, я постоянно окружена интересными и талантливыми людьми прошедших эпох. Мы разговариваем, смеемся, танцуем, играем в буриме. Мне никогда не бывает скушно и одиноко. Чего и вам желаю.