Рене Генон
ИЕРОГЛИФ РАКА
По ходу изложения различных предметов нам часто случалось
упоминать о символическом значении годового цикла, которому присущи две
стадии: восходящая и нисходящая; в связи с этим особое внимание уделялось
двум вратам солнечного солнцестояния, которые соотносятся с фигурой Януса
у латинян также как с Ганешей у индусов1.
Чтобы правильно понять всю важность этой символики, необходимо помнить
об аналогии, благодаря которой каждая часть Мироздания соотнесена с целым,
в силу чего законы всех циклов, к какому бы уровню они не принадлежали,
– подобны, и поэтому, скажем, годовой цикл может быть взят как уменьшенный,
а следовательно – более понятный образ для великого космического цикла
(свидетельство тому – название Великий Год, употребляющееся по отношению
к последнему), и как концентрированное выражение всего процесса универсальной
манифестации. Более того, именно это и делает астрологию космологической
наукой в строгом смысле слова.
Отсюда следует, что две "точки остановки" на пути движения
Солнца (таков этимологический смысл слова "solstice" – "солнцестояние")
должны соответствовать двум крайним фазам в ходе развертывания манифестации,
рассматриваем ли мы таковую во всей ее полноте, или берем лишь какой-то
один из составляющих ее циклов; таких циклов неисчислимое множество, и
они есть ни что иное, как различные состояния или степени Универсального
существования. Если более частным образом приложить все это к циклу индивидуальной
манифестации, – в данном случае к существованию в человеческом состоянии,
будет легко понять, почему пара врат солнцестояния традиционно обозначается
как "врата людей" и "врата богов". "Врата людей",
что соответствуют летнему солнцестоянию и зодиакальному знаку Рака, – это
проход, через который осуществляется снисхождение к индивидуальной манифестации.
"Врата богов", соответствующие,
в свою очередь, зимнему солнцестоянию и зодиакальному знаку Козерога, –
это выход из индивидуальной манифестации и переход к высшим состояниям,
в которых боги (дэвы индуистской традиции), или, если пользоваться другой
терминологией, "ангелы", с метафизической точки зрения олицетворяют
сверхиндивидуальные состояния бытия2.
Если мы рассмотрим распределение знаков Зодиака по тригонам, согласно
четырем элементарным стихиям, то увидим, что знак Рака соответствует "глубинам
вод"; в космогоническом смысле это означает эмбрионическое окружение,
в которое помещены семена манифестированного мира. На "макрокосмическом"
уровне эти семена соответствуют Брахманде или "Мировому яйцу";
на "микрокосмическом" – пинде, формальному прототипу индивидуальности,
пред-существующем в тонкой форме с самого начала циклической манифестации
и определяющей одну из возможностей, которая должна развернуться в ходе
этой манифестации3. Это
может быть связано еще и с тем, что именно в Раке находится обитель Луны,
ведь та, как известно, имеет самое непосредственное отношение к воде, и
подобно самим водам, олицетворяет пассивный и пластичный принцип манифестации:
сфера Луны – это, фактически, "мир формирования", или та область,
где на тонком уровне происходит выработка форм, – начальная точка индивидуального
состояния4.
В астрологическом символе Рака a мы видим зерно, которое взято в наполовину
проросшем состоянии, что точно соответствует тонкому уровню; здесь речь
идет не о телесном эмбрионе, но об упомянутом выше прототипе формы, существующем
в сфере психических проявлений или "промежуточном мире". Более
того, изображение зерна идентично санскритскому u – спиральному
элементу, который в акшаре или священном слоге AUM (Ом) связует
между собой точку (m), олицетворяющую изначальную непроявленность,
и прямую линию (а) , изображающую полное развитие манифестации в
грубом или телесном состоянии5
К тому же зерно здесь удвоено; оно представлено в двух положениях,
одно из которых является инверсией по отношению к другому, что говорит
о двух взаимодополняющих сущностях. Это ян и инь Дальневосточной
традиции, а объединяющий их известный символ является , фактически, сходной
формой. Этот символ, олицетворяющий круговое движение внутри цикла, фазы
которого связаны с попеременным доминированием ян и инь,
неотделим от других знаков, имеющих самое важное значение с точки зрения
традиции – таковы свастика и двойная спираль, – последняя соотнесена с
символикой двух земных полусфер. Ян и инь, светлое и темное
(ян изначально означал светлую сторону, а инь – темную) –
это две половинки "Мирового яйца", вобравшие в себя одна – Небо,
а другая – Землю6 Точно
так же, в силу аналогии между "микрокосмом" и "макрокосмом",
применительно к любому существу ян и инь – это две половинки
изначального Андрогина, в символическом описании которого главный акцент
делается на том, что он был существом сферической формы7
Эта сферическая форма – форма совершенного существа, которая в потенциальном
состоянии заключена в изначальном зерне и должна быть восстановлена во
всей своей действительной полноте на протяжении развертывания индивидуального
цикла.
C другой стороны, следует отметить, что каждый элемент
рассматриваемого иероглифа повторяет форму раковины (шанкна), имеющей
к воде самое непосредственное отношение, и олицетворяющей при этом тот
сосуд, в котором будут сохранены семена будущего цикла в период пралайи
или "внешнего растворения" мира. Эта раковина – вместилище изначального
и не подверженного распаду звука, (акшары), слога AUM, который, благодаря
трем его элементам (матрас), есть сама сущность тройственной Веды; таким
образом, Веда существует вечно, будучи заключена сама в себе прежде всех
миров, но во время космических катаклизмов, разделяющих различные циклы,
она спрятана или сокрыта, чтобы потом вновь проявиться в начале каждого
из них.8 Более того,
это начертание может быть дополнено, и тогда оно само станет ашхарой: представим
прямую линию (а) накрывющую и запирающую раковину (u), которая содержит
внутри себя точку (m) или сущностный принцип всякого бытия9.
В силу горизонтальной протяженности прямая линия одновременно олицетворяет
"поверхность Вод" – субстанциональное окружение, в котором будут
развиваться зерна (в восточной символике это развитие символизирует распускающийся
цветок лотоса) после того, как кончится период помрачения (сандхья). Если
мы будем следовать этой схеме и дальше, мы получим фигуру, которую можно
описать, как раковину, которую повернули вдоль оси и она раскрылась, чтобы
зерна могли покинуть ее, ссыпавшись вдоль прямой линии, теперь ориентированной
по вертикали и направленной вниз – именно так направлено развертывание
манифестации, берущей начало в неманифестированном принципе10
Из двух положений раковины, просматривающихся в символе Рака, первое
соотнесено с Ноевым ковчегом (или Сатьяварой индуистской традиции), который
может быть представлен как нижняя половина окружности, ограниченная горизонтальным
диаметром и содержащая внутри точку, в образе которой синтезированы все
зерна в состоянии их полной сокрытости11
Второе положение символизирует радугу, появляющуюся "во облацех",
то есть в области "Вышних вод", в мгновение, отмечающее восстановление
порядка и воссоздание всех вещей в изначально незамутненном виде, покуда
длится катастрофа и ковчег плывет по океану Нижних вод. При этом радуга
– верхняя половина той же окружности; воссоединение этих двух фигур, взаимно
друг друга дополняющих и являющихся инверсией друг друга, образует полную
окружность или близкую к окружности фигуру, тем самым восстанавливая изначальную
сферическую форму. Эта окружность – вертикальное сечение сферы, чье горизонтальное
сечение олицетворяет идущая по кругу стена, которая опоясывает земной Рай12
В дальневосточном символе ян-инь можно найти те же две полуокружности,
но они смещены из-за удвоения центра, олицетворяющего поляризацию; для
каждого состояния манифестации последняя аналогична поляризации Сат
или чистого бытия на Пурушу-Пракрити в ходе универсальной манифестации13
Эти замечания не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими
и, вне сомнения, относятся лишь к некоторым аспектам символа Рака. Но,
по крайней мере, в качестве примера они должны послужить наглядным доказательством
того, что в традиционной астрологии было нечто, далеко выходящее за рамки
"искусства предсказаний" или "науки догадок", каковой
астрология представляется современному человеку. На самом деле, она содержала
в себе все, что можно найти в других науках того же порядка, выраженное
в иной форме, как мы уже указывали в наших штудиях о "науке письма"14;
и все это придавало этим наукам истинно посвятительную ценность, в силу
которой они действительно могут считаться неотъемлемой частью "Священной
науки".
Пер. А. Нестерова
Рене Генон: ЗОДИАК И СТРАНЫ СВЕТА СОЛНЕЧНЫЕ ВРАТА|Мирча Элиаде