КИТАЙ
Исключительная фантазия их орнаментных композиций, отсутствие в них, как правило, распорядка и плана вполне объяснимы, если принять во внимание, что у китайцев не существовало искусства архитектуры в понимании и в соответствии с определением — архетип согласованной идеализации, который порождает стилистические орнаментации, благодаря которым самые незначительные сюжеты наполняются величием, как это видно, например, в египетском орнаменте. «Это отсутствие архитектуры, — сказал Шаван де ля Жиродьер, - объясняется самим духом китайской нации. Похоже, что этот народ обречен заниматься исключительно частностями, и это относится ко всему. Замысел памятника выше его умственных способностей».
Дополним это наблюдение, отметив, что все легкие и стройные жилища китайцев навеяны он, мобильность и пропорция которой исключают любые значительные черты архитектуры.
Разумеется, это обстоятельство способствовало тому, что искусство рисунка у китайцев осталось в примитивном и рудиментарном состоянии, оно объясняет, почему в их концепциях масштаба и простоты столь редко встречаются стилистические орнаментации.
С другой стороны, для китайцев разнообразие является первым признаком красоты. Листья, изображенные на их дорогих ширмах, чередуются, но не повторяются; рядом с участком, на котором изображен пейзаж, находится другой участок яркого цвета, покрытый металлическими арабесками. Они стремятся избежать прямой линии и прямого угла или искажают их, если пользуются ими; они ломают себе голову или, скорее всего, следуют своему неумеренному воображению, когда речь идет об их мебели причудливых форм и когда они стремятся завуалировать ее истинное назначение при помощи совершенно отличного внешнего вида иного назначения.
К этим принципам, к этому рисунку, настолько лишенному признаков подлинного величия, что любое изменение пропорции для него является роковым и что после ширмы или занавеси интерес к нему уменьшается и исчезает, следует добавить, что китайцы не придерживаются законов перспективы и что они не знакомы с игрой теней и со светотенью.
Но все же, несмотря на такое количество признаков фундаментальной неполноценности, их орнаменты были выполнены с таким воображением, с таким цветовым богатством и нашли столь широкое, разнообразное и очаровательное применение, что в отдельных случаях, как, например, в керамике, инкрустации и в тканях, они остались образцами гармонии и исполнения, превосходя по многим пунктам изделия других наций.
Их недостатки являются источником качеств, которые им присущи, и благодаря своей причудливой подвижности они содержат в себе множество ресурсов, которые делают орнамент изо всего: из облака и волны, из ракушки и скалы, из живого реального мира и из мира фантазий, из флоры во всех ее проявлениях и из деревянных предметов, из горящего болида и сверкающего насекомого, из ваз любой формы и из разных предметов, кристаллов, свитков, надписей и т.д.
К этой столь богатой и разнообразной мебели прибавляется некоторое количество освященных фигур, имеющих, правило, символическое значение. К ним относятся эти драконы, представляющие собой чудовищ, вооруженных мощными когтями, с ужасающей головой и большим количеством зубов, которые широко представлены в китайских композициях: драконы с панцирем, крыльями, с рогами и без рогов, свернувшиеся перед тем, как взлететь в высшие сферы.
К этой столь богатой и разнообразной мебели прибавляется некоторое количество освященных фигур, имеющих, правило, символическое значение. К ним относятся драконы, представляющие собой чудовищ, вооруженных мощными когтями, с ужасающей головой и большим количеством зубов, которые широко представлены в китайских композициях: драконы с панцирем, крыльями, с рогами и без рогов, свернувшиеся перед тем, как взлететь в высшие сферы.