34.
Судостроительная мастерская
На втором этаже - на сарае
- расположена выставка, рассказывающая о строительстве традиционной для
этих мест лодки - «кижанки". В
точности воссоздан интерьер крестьянской судостроительной мастерской,
где можно увидеть рабочее место мастера, старинный инструмент и станки,
лодку на стапельном месте.
У местного населения, жившего по берегам Онежского озера, сформировались
особые типы судов - «кижанка" и "сойма", которые использовались
для рыболовного промысла и перевозки грузов. Благодаря особенностям строения
носовой части они легко рассекали волны. Даже в ненастную погоду на кижанке,
оснащенной парусами и рулем, можно было пересечь "Онего-батюшку".
Длина "кижанки" в среднем составляла 4-6 метров, соймы -7-10
метров. Местные владельцы судов в основном занимались перевозкой грузов
по Онежскому озеру, но нередко отправлялись с товарами и дальше по реке
Свирь в Кронштадт и Петербург. На продажу вывозили масло, рыбу, скот,
дичь, а в Заонежье везли муку, соль, крупу и колониальный товар.
Жители кижского прихода славились как опытные лодочники. Секреты строительства
кижанок были известны многим, но заказы получали мастера, имевшие славу
среди односельчан • Рогачевы, Судьины, Вересовы, Бурковы, Степановы. В
конце XIX -- начале XX века одним из крупных центров частного судостроения
Заонежья считался остров Волкостров.
Строительство лодки - «кижанки" обычно проходило на сарае дома, где
жил мастер. Здесь
имелись все необходимые приспособления и инструменты, а также запас материалов
и
заготовок. Убранство домашней мастерской и процесс шитья лодки остаются
неизменными
по сей день.
К строительству приступали обычно ранней осенью или весной. В первую очередь
в лесу искали основу для кокоры-штевня. Именно кокора придает кижанке
ее неповторимый и запоминающийся силуэт. По манере обработки выступающего
над линией борта корня можно было определить мастера-строителя. Начинали
строительство с подготовки матики - киля будущей лодки, затем наращивали
набои - доски обшивки, "сшивая" их медными гвоздями, укладывали
опруги шпангоуты.
Хороший мастер из заранее заготовленного материала мог построить лодку
за две недели, а с опытным помощником за несколько дней. В течение года
мастер делал в среднем 15 лодок. С 30-х годов XX века кустарное производство
было заменено государственными мастерскими. В 40-60-е годы. Волкострвска
я судостроительная мастерская снабжала всю округу ботами, "соймами",
"кижанками".
|