32. Дом крестьянина Елизарова, Конец XIX века

Дом Елизарова был перевезен в музей в 1961 году из деревни Потаневщина с соседнего с Кижами острова Большого Климецкого и в течение нескольких лет отреставрирован под руководством архитектора А.В.Ополовникова. Его можно назвать ярким образцом традиционного крестьянского жилища Заонежья. По состоянию крестьянского хозяйства семью Елизаровых можно причислить к хозяйствам среднего достатка. С течением времени дом Елизарова подвергался перестройке. Время строительства его жилой части относится к 1880 году. Жилое помещение на сарае датируется началом XX века. Сени с чуланом относятся к концу 1860-х годов.
Этот дом отличается скромным декоративным убранством, жилым помещением на высоком подклете, "черной" печью, высокими закопченными потолками и маленькими окошками.
Значительный интерес представляет курная изба. Ее особенность состоит в устройстве печи, лишенной дымохода: дым выходил непосредственно через печное устье и отводился наружу сквозь дощатую трубу-дымницу. В потолке над печью можно видеть квадратное отверстие с прокопченной дверкой. Курные избы очень долго просуществовали на Севере и имели широкое распространение еще в начале XX века.
Факт этот, однако, нельзя рассматривать как свидетельство технической отсталости края. Предпочтение крайне неудобной по современным представлениям системе отопления кроется как в силе традиций, так и в определенных преимуществах курной избы. По свидетельству местных жителей, печь, топившаяся по-черному, была экономичнее, а сама изба - теплее. В срубе курной избы, как правило, не заводился жучок-древоточец.

Не было в курной избе Севера и засилия копоти.
Дым собирался под потолком, устроенным на четырехметровой высоте. Стены избы до уровня воронцов раз в неделю выскабливались и всегда сохраняли опрятный вид и свойственную дереву фактуру. Два раза в году - на Пасху и Рождество - мыли потолки и верхние части стен.
Основной причиной, побудившей отказаться от отопления по-черному, стало желание хозяев приблизить избу к городскому эталону.
Однако о пристрастии к теплой черной печке напоминают бани, многие из которых и по сей день топятся по-черному.
Интерьер дома Елизарова во многом напоминает внутреннее убранство дома Ошевнева. Устройство крестьянской избы всегда соответствовало веками сформировавшимся традициям и диктовалось спецификой крестьянского хозяйства.
Во всех избах слева или справа от входа находилась печь, напротив нее - красный угол с иконой, имелись полки-воронцы и полки-надлавочницы с нехитрой Крестьянской утварью, вдоль стен располагались широкие лавки, стоял обеденный стол со скамьями.
Различия были связаны с особенностями хозяйственных работ, которые велись крестьянами в разное время года.
В убранстве дома Елизарова тоже имеются свои особенности. Восстановленный в нем музейный интерьер отражает особенности заонежского жилища в зимний период, когда полевые работы окончены. В доме нет горницы, зато из сарая дверь ведет в помещение второй избы, которая была построена позднее - в начале XX века. После раздела семьи там поселилась семья старшего сына хозяина.
Из сеней две двери ведут в чуланы, где хранились продукты, одежда, а также различный бытовой инвентарь.
В летнее время левый чулан использовался в качестве жилого помещения, там находится кровать, правый чулан - в качестве молочной кладовой. В избе меньше медной посуды, нет дорогих покупных вещей. Здесь имеются предметы, которых не было в доме Ошевнева: напротив печи висит расписной настенный шкафчик, в котором хранили парадную чайную посуду, использовавшуюся только в особо праздничных случаях. В углу стоит блинный столик. Ближе к красному углу на лавке можно увидеть сетевязную прялку. В зимнее время на таких прялках вязали сети. Около нее на полустоит светец с лучиной.
Здесь же находится самопрялка для изготовления льняных нитей, а в углу на кровати лежит цветастое "рибушное" зимнее одеяло.
Такие одеяла ткались при помощи находящегося рядом ткацкого стана.

 

Назад
В оглавление
Вперед