32. Дом крестьянина
Елизарова, Конец XIX века
Дом
Елизарова был перевезен в музей в 1961 году из деревни Потаневщина с соседнего
с Кижами острова Большого Климецкого и в течение нескольких лет отреставрирован
под руководством архитектора А.В.Ополовникова. Его
можно назвать ярким образцом традиционного крестьянского жилища Заонежья.
По состоянию крестьянского хозяйства семью Елизаровых можно причислить
к хозяйствам среднего достатка. С течением времени дом Елизарова подвергался
перестройке. Время строительства его жилой части относится к 1880 году.
Жилое помещение на сарае датируется началом XX века. Сени с чуланом относятся
к концу 1860-х годов.
Этот дом отличается скромным декоративным убранством, жилым помещением
на высоком подклете, "черной" печью, высокими закопченными потолками
и маленькими окошками.
Значительный интерес представляет курная изба.
Ее особенность состоит в устройстве печи, лишенной дымохода: дым выходил
непосредственно через печное устье и отводился наружу сквозь дощатую трубу-дымницу.
В потолке над печью можно видеть квадратное отверстие с прокопченной дверкой.
Курные избы очень долго просуществовали на Севере и имели широкое распространение
еще в начале XX века.
Факт этот, однако, нельзя рассматривать как свидетельство технической
отсталости края. Предпочтение крайне неудобной по современным представлениям
системе отопления кроется как в силе традиций, так и в определенных преимуществах
курной избы. По свидетельству местных жителей, печь, топившаяся по-черному,
была экономичнее, а сама изба - теплее. В срубе курной избы, как правило,
не заводился жучок-древоточец.
Не было в курной избе Севера и засилия копоти. Дым
собирался под потолком, устроенным на четырехметровой высоте. Стены избы
до уровня воронцов раз в неделю выскабливались и всегда сохраняли опрятный
вид и свойственную дереву фактуру. Два раза в году - на Пасху и Рождество
- мыли потолки и верхние части стен.
Основной причиной, побудившей отказаться от отопления по-черному, стало
желание хозяев приблизить избу к городскому эталону.
Однако о пристрастии к теплой черной печке напоминают бани, многие из
которых и по сей день топятся по-черному.
Интерьер дома Елизарова во многом напоминает внутреннее убранство дома
Ошевнева. Устройство крестьянской избы всегда соответствовало веками сформировавшимся
традициям и диктовалось спецификой крестьянского хозяйства. Во
всех избах слева или справа от входа находилась печь, напротив нее - красный
угол с иконой, имелись полки-воронцы и полки-надлавочницы с нехитрой Крестьянской
утварью, вдоль стен располагались широкие лавки, стоял обеденный стол
со скамьями.
Различия были связаны с особенностями хозяйственных работ, которые велись
крестьянами в разное время года. В убранстве
дома Елизарова тоже имеются свои особенности. Восстановленный в нем музейный
интерьер отражает особенности заонежского жилища в зимний период, когда
полевые работы окончены. В доме нет горницы, зато из сарая дверь ведет
в помещение второй избы, которая была построена позднее - в начале XX
века. После раздела семьи там поселилась
семья старшего сына хозяина.
Из сеней две двери ведут в чуланы, где хранились продукты, одежда, а также
различный бытовой инвентарь. В летнее время
левый чулан использовался в качестве жилого помещения, там находится кровать,
правый чулан - в качестве молочной кладовой.
В избе меньше медной посуды, нет дорогих покупных вещей. Здесь имеются
предметы, которых не было в доме Ошевнева: напротив печи висит расписной
настенный шкафчик, в котором хранили парадную чайную посуду, использовавшуюся
только в особо праздничных случаях. В углу стоит блинный столик. Ближе
к красному углу на лавке можно увидеть сетевязную прялку. В зимнее время
на таких прялках вязали сети. Около нее на полустоит светец с лучиной.
Здесь же находится самопрялка для изготовления льняных нитей, а в углу
на кровати лежит цветастое "рибушное" зимнее одеяло.
Такие одеяла ткались при помощи находящегося рядом ткацкого стана.
|