Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства.

 

 

Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. В курганах IX-XII веков археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.

В XIV-XVII веках вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотые вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Цветными шелками и золотыми нитями украшались тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца и ширинки (небольшие платки). Позднее, несмотря на резкое изменение быта и увлечение иностранной модой, традиции вышивального искусства Древней Руси не были забыты.
В XVIII-XX веках вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах.
Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье как близ городов, так и в далеких глухих селениях.
В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах и плести кружева. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбы, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.
Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе-жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах-крестному, попу, дьякону и т.д.


Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее. Вот почему по цвету, орнаменту и фактуре вышивки всегда можно определить, где она была выполнена и когда применялась.

НАЗАД