Витраж иллюзия неземного бытия
Витраж, ассоциирующийся в нашем представлении прежде всего с декоративными
панно из разно цветного стекла, в переводе с французского означает оконное
стекло И именно оконные проемы служили в старые времена обрамлением замечательных,
всегда неповторимых картин из цветного стекла, которые, пропуская в помещение
дневной свет, создавали иллюзию неземного бытия. Современное понятие витража
гораздо шире, чем многокрасочные композиции в окнах средневековых соборов
и дворцов. Витражами сегодня называют большие поверхности остекления зданий
с использованием простых прозрачных стекол. Но только художественные витражи,
составленные из разноцветных стекол и представляющие собой старинную разновидность
монументального искусства, обладают невероятной способностью радовать
глаз и сердце. И потому, видимо, на протяжении многих веков не утрачивают
свою актуальность в обустройстве жилого интерьера.
Родом из Египта
Самые древние витражи археологи нашли в Африке. Египтяне использовали
цветное стекло около 5,5 тыс. лет назад. Европейским витражным реликвиям,
раскопанным в Риме, больше двух тысяч лет. В 6в. цветное стекло считали
сплавом драгоценных камней. Окна построенного в это время храма Святой
Софии в Константинополе были уже по-настоящему витражными. В начале средних
веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для
храмов на библейские и евангельские сюжеты.
На Руси стекло производят более 1000 лет. Уже в Х1-Х1II вв. витражи были
в церквях Новгорода, Галича, Гродно. В 1634 г. в подмосковном ,Духанино
возник первый стекольный завод, а М. В. Ломоносов содействовал открытию
под Ораниенбаумом фабрики, производящей цветное стекло, И хотя в ту пору
витражи в России не по лучили столь широкого распространения, как в Европе,
но в обеих столицах еще в ХIХ в. можно было встретить множество произведений
витражного искусства. Они украшали как светские, так и церковные здания,
и не только католические костелы, но и многие православные храмы и монастыри.
Особенно славился витражами Санкт-Петербург (интерьеры дворцов великих
князей, Зимнего дворца, Пажеского корпуса, окна гостиницы Астория Великокняжеская
усыпальница в Петропавловской крепости). Витражи радовали глаз в доходных
домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах.
В области стеклодизайна работают многие известные художники и сегодня.
В их арсенале — множество интересных и неповторимых технологий,
Классический витраж традиционно окна и двери, органично вписываясь в деревянное
обрамление. позволяющих сделать витраж широко доступным элементом современного
интерьера.
Классика и тиффани
Широко распространена сегодня самая древняя (и потому именуемая классической)
техника паечного витража. Суть ее состоит в том, что разноцветные стеклянные
детали (естественно, тщательно подогнанные) соединяются воедино оловянно-свинцовой
жилой, профиль которой в сечении имеет вид латинской буквы. Стекло заправляется
в желобок или Н-образного профиля жилы. Затем места соединений запаиваются.
Завершают работу обрамлением всего изделия более широкой свинцовой лентой
и ее облуживанием. Все линии пайки патинируют, отчего оловянный блеск
припоя превращается в мерцание старой бронзы. В таком виде витраж готов
к монтажу.
В прошлом веке американцы Луи Комфорт Тиффани и Ля Фар, изобретя новый
вид стекла, усовершенствовали и традиционный способ соединения цветных
стекол разной формы. Их края стали обклеивать медной фольгой (филией)
и тоже спаивать. Техника получила свое название — тиффани. По сути своей
это тот же паечный витраж, но если в свинцовом классическом профиле собираются
достаточно крупные куски стекла, тиффани» дает возможность скреплять даже
очень маленькие кусочки, соединяя их изысканно-витиеватыми, похожими на
паутину линиями спайки, придавать разноцветной поверхности выпуклые, объемные
формы. В создании паечных витражей используют и менее гибкую, чем медная
фольга, латунь. Латунный соединительный профиль применяют в тех случаях,
когда линии витражного рисунка на эскизе прямые или изогнуты по большим
радиусам. В практике работы сегодняшних витражистов все три техники представляют
один и тот же достаточно сложный и кропотливый процесс. Стоимость изделий,
выполненных в технике паечного витража, достаточно высока: 1 м обходится
заказчику в $700 — 1500 (иногда еще дороже).
Везде кстати
Витражное стекло в последние годы стало необычайно популярным, модным
атрибутом частного жилища. Новые строительные технологии стекла, применение
для переплетов пластобетона, латуни и алюминия, а для склейки — эпоксидных
смол помогли архитекторам осуществить настоящую экспансию витража на современный
интерьер. Витражами украшают оконные проемы, двери, потолки, створки ширм,
столешницы, абажуры ламп и даже аквариумы. Компании, работающие в области
стеклодизайна, предлагают модульные витражи
— стандартные квадраты или прямоугольники с декоративным абстрактным рисунком.
Эти пластины, выполненные в технике спекания и гравировки, могут монтироваться
в ниши, окна, мебель, подвесные перегородки. Стеклянные изделия одновременно
и разделяют пространство на зоны, и объединяют его своим цветным сиянием.
Такое конструктивное применение витража дарит дизайнерам новые идеи для
перепланировок. Нет такого интерьера, где витраж не пришелся бы кстати.
Интерьерная витражная перегородка либо стена даже в небольшом помещении
создают иллюзию нового пространства. Вместо тяжелого, глухого потолка
в подвальном помещении может засиять *звездное небо* а полутемную комнату
наполнят тысячи разноцветных трепетных блинов. В последние годы мастера
стеклодизайна обнаруживают все новые художественные возможности этого
веч но прекрасного материала в монументальном и декоративном искусстве.
Витраж соединяют с ковкой, мебелью, скульптурой, малыми и большими архитектурными
формами, используют даже в ландшафтном дизайне.
Более того, многие технологии обработки стекла, применявшиеся раньше исключительно
в витражном искусстве, стали использоваться при создании интерьерных аксессуаров
и мебели. Очень модны и популярны стеклянные предметы, выполненные в технике
фьюэинга. для их изготовления применяется цветное стекло, сваренное из
естественных компонентов и красителей без употребления синтетических красок
и смесей. На слой такого (или прозрачного) стекла укладывается цветная
стеклянная мозаика, закрывается сверху еще одним слоем и в таком виде
спекается при температуре 800 — 9000. Из этого трехслойного стекла самых
разнообразных цветов и рисунков выполняют обрамления зеркал, светильники,
настенные панно, декоративную посуду и даже столы. дизайн этих предметов
нередко связан с произведениями или манерой письма известных художников.
Многие панно выполнены «по мотивам» живописи Климта, Моне, Модильяни,
Маке или Гогена. Такое совмещение искусства, прикладного мастерства, функциональности
сделало аксессуары из стекла актуальным элементом современного интерьера.
Сегодня на фоне бесконечного однообразия тиражированных механическим способом
стандартных предметов интерьера рукотворный витраж с неодолимой силой
притягивает и завораживает современных технарей и прагматиков. И в этом,
наверное, главный секрет столь широкого применения в современном бытовом
интерьере произведений одного из самых древних видов прикладного искусства.
|
Техника накладного витража
Стремление к тому, чтобы сделать витражи доступными для самых разных
слоев населения, привело к возникновению нового направления в витражном
искусстве — технологии накладных витражей. Разработанная в США в середине
ХХ века технология быстро завоевала популярность благодаря художественным
уникальным и конструктивным характеристикам. Принципиальное отличие новой
технологии от классической состоит в том, что в качестве основы берется
целое полотно стекла, а все элементы витража наносятся на это стекло с
двух сторон. Таким образом появилась возможность резко повысить прочность
витража — ведь стекло основы может быть различной толщины, закаленным
и даже триплексом, что позволяет применять витражи для больших остекленных
поверхностей и проемов, в стеклопакетах любого размера. Часто в накладных
вит ражах используется структурное рифленое стекло, которое помогает создавать
оригинальные световые и цветовые эффекты. В качестве раскладок используются
свинцовые ленты разной толщины и сечения.
В накладном витраже такие ленты не разделяют стеклышки, как в классическом
витраже, а лишь создают его линейный рисунок. Такой витраж можно искусственно
состарить специальными химическими реагентами. Отличить накладной витраж
от классического удается только подойдя к нему вплотную. Если же витраж
вмонтирован в стеклопакет, устанавливается в оконные проемы или в световые
плафоны потолка, увидеть разницу практически невозможно. Неоспоримое преимущество
накладных витражей состоит в том, что времени на их изготовление требуется
гораздо меньше, чем на кропотливую работу с тиффани». Соответственно и
стоимость накладных витражей в три- четыре раза ниже $200-500 за 1 м что
делает их доступными для широких масс. |