Буддизм и Россия

Рассказывают, что однажды к Льву Николаевичу Толстому в Ясную Поляну приехал один из его последователей. Этот толстовец высприашивал у Льва Николаевича многое - об устройстве Вселенной, о богоискательстве, о судьбе России - обо всем, что волновало его душу. Вдвоем они - наставник и смиренный ученик - подолгу гуляли по знаменитой липовой аллее и говорили. Однажды вечером Лев Николаевич рассказывал о непротивлении злу силой, о смирении и неубийстве. Уже смеркалось, и зажигались первые звезды. Неожиданно Лев Николаевич шлепнул себя по лысине и убил комара. Сам не обратив на это внимание, он спокойно и размеренно продолжал свою речь, как вдруг, глянув на собеседника заметил, что тот как-то странно изменился. Теперь он смотрел на наставника широко раскрытыми глазами, полными смятения, грозящего перейти то ли в панический ужас то ли в смертельную тоску. "Что это с Вами, батенька?" - удивленно поинтересовался Лев Николаевич. И услышал - "Но ведь....но ведь...Погодите! Ведь Вы, Лев Николаевич, убили. Вы убили его!". "О, Боже! Кого?" - Вскричал ничего не понимающий великий писатель. Но его уже никто не слышал. Фигура недавнего собеседника стремительно удалялась в наступающую темноту. Ничего не видя перед собой и спотыкаясь, он стремительно бежал прочь.
Сейчас уже невозможно точно установить, для кого наступившая ночь была страшнее. Несомненно одно - это была ужасная ночь. Едва забрезжил рассвет, как обессилевшего и только-только заснувшего в холодном поту толстовца разбудил тихий осторожный стук в дверь. На пороге стоял Лев Николаевич. Он выглядел уставшим и обессиленным, но глаза его излучали таинственный свет знания. Именно так выглядит аскет, через самоистязание и неимоверное усилие воли прорвавший пелену отчуждения и запутанности. Это был таинственный свет постижения. "Я понял!" - тихо сказал великий писатель, глядя расфокусированным взором в безграничное пространство. "Я понял, сын мой. Невозможно жить подробно!"
В буддийской традиции убийство считается одним из самых тяжких поступков. Особенность еще и в том, что для буддиста живые существа абсолютно не различаются по степени продвинутости по эволюционной, так сказать, лестнице. Предполагается, что в момент рождения существа - человек то, муравей, слон или блоха, возникает целая Вселенная. Поэтому каждое убийство живого существа, особенно преднамеренное, что-то необратимо меняет в этом мире. Убийца же создает негативный кармический след в собственном уме. Убийства могут быть разными по степени тяжести. Есть, например, такие, после которых убийца мгновенно попадает в страшные ады - непрекращающиеся состояния паранойи и мании преследования. Ужас от содеянного, преследует его всю оставшуюся жизнь и после смерти. Существуют и случайные, абсолютно непреднамеренные убийства, вроде того, что произошло тогда в Ясной Поляне. Последователи Будды знают: невозможно жить подробно. Мир тесен, и каждое мгновение мы можем непреднамеренно причинить вред и даже убить комара, муравья или земляного червяка на огороде. Если такое случилось, буддист произносит специальные мантры и делает пожелании о благополучном перерождении нечаянной жертвы.
Возможно, так называемому цивилизованному человеку, идущему в ногу со временем и отцифровывающему все и вся (например какой инсектицид эффективнее при минимальных затратах), происшествие в Ясной Поляне покажется просто смешным. Для буддиста это событие будет скорее знаковым. Буддист подумает, что и Лев Николаевич и его ученик были самыми настоящими буддистами. Что же, похоже на то. Все сходится. Наверное, за буддизм-то свой Лев Николаевич и был предан анафеме: отлучен от Православной Церкви.