Всех
героев и героинь А. Н. Островского можно подразделить на имеющих власть над
другими и бесправных. В поздних пьесах Островского первые приобретают черты
"самодурства", а вторые становятся жертвами этих "самодуров".
Как это обычно бывает в жизни, самодуров значительно меньше жертв. Так, среди
женских персонажей "Грозы" властью обладает одна Кабаниха. В "Лесе"
же роль полновластной хозяйки судеб своих родственников и слуг отдана Гурмыжской.
В принципе жертв самодурства тоже можно поделить на две группы: среди них встречаются
как покорно принимающие свою судьбу и не пытающиеся вырваться из-под гнета,
так и борющиеся за свое счастье и свободу. К первой группе отно сится Катерина,
а ко второй - Варвара и Аксюша. Тем не менее такое деление условно, так как
нравственная и моральная зависимость человека определяется и его социальной
зависимостью. Поэтому, мне кажется, осуждать Катерину за некоторую фатальность
в отношении к жизни не следует, потому что она была более зависимая в правовом
отношении. Почти в том же положении находились крепостные и господские слуги,
для которых покорность была единственным путем спасения от нищеты.
Наметившееся деление позволяет провести сравнение образов основных героинь пьес
А. Н. Островского "Гроза" и "Лес".
По общественному положению сопоставимы Кабаниха и Гурмыжская. Несмотря на принадлежность
к различным социальным классам, У них много общего. Прежде всего, это касается
несоответствия их характеров христианским идеалам, бытовавшим в провинциальной
России. Эта несовместимость действительного с желаемым стала причиной притворства,
фальши. Как Кабаниха, так и Гурмыжская носят "маски". Однако для Кабанихи
это обычная необходимость, а для Гурмыжской это не только вынужденная мера,
но и возведенная до уровня искусства манера поведения. Гурмыжская настолько
вживается в "театральный" образ, созданный ею для окружающих, что
для нее реальна опасность "заиграться" и наделать такого, о чем потом
пришлось бы жалеть. О Кабанихе Кулигин говорит: "Нищих оделяет, а домашних
заела совсем", подчеркивая тем самым ее двойственность. "Благотворительность"
также объединяет Кабаниху и Гурмыжскую. Эта благотворительность направлена не
на добро людям, что им и не нужно, а на формирование общественного мнения. "Но
разве одни родственники имеют право на наше сострадание?" - заявляет Гурмыжская
соседям-помещикам, а через несколько дней она отказывает своей родственнице
в приданом.
Следствием этой двойственности можно считать диктаторство в семейных делах и
подавление, подчинение своим интересам домочадцев. Этого требует и эгоистическая
натура, и элементарная осторожность, так как запуганного человека легче контролировать.
Чтобы избежать разглашения особенностей семейной жизни, Кабаниха практически
изолирует Катерину. Семья - "дело тайное, секретное". Этому же принципу,
по-видимому, следует и Гурмыжская. Закономерно, что уделяющие много внимания
общественному мнению, ведущие во многом традиционный образ жизни Кабаниха и
Гурмыжская подчас мыслят так же традиционно. Это проявляется в том, что Кабаниха
заранее ждет от Катерины измены и даже почти вынуждает ее совершить что-либо
неприличное и позорное, чтобы еще раз утвердить свою непогрешимость. Так же
как и Кабаниха, Гурмыжская не может поверить Аксюше, когда та говорит, что не
интересуется Булановым.
Итак, тирания и консервативность, неискренность и лицемерие - вот составляющие
образа женщины-"самодура", которая не живет, а "просто блажит".
Мне кажется, что с психологической точки зрения образ Гурмыжской полнее образа
Аксюши, главным качеством которой является "душа... жизнь, огонь".
Этим личность Аксюши ценна для Несчастливцева и, возможно, для автора. Воля
и стремление добиться счастья путем осознанных жертв, через осмысленную борьбу
сближают подопечную Гурмыжской и дочь Кабанихи. Варвара тоже осмелилась пойти
против воли своей матери и сбежала с любимым. Ее только выделяют большая самостоятельность
и инициативность. В сравнении с ней Аксюша менее энергична.
Образ Катерины, пожалуй, самый сложный из женских образов этих двух пьес. В
критике обсуждался вопрос: можно ли считать Катерину трагической героиней. Конечно,
она не была идеальна во всех отношениях: у нее были серьезные недостатки. Можно
говорить о ее слабоволии, оторванности от жизни. Она действует чаще неосознанно
и импульсивно. Но многие из ее качеств, являющихся недостатками в практической
жизни, воспринимаются людьми как утерянные ими в течение жизни положительные
качества и оцениваются как достоинства. Безусловно, Катерина - эмоционально
и духовно целостная личность, и то, что она не изменилась под воздействием окружающего
мира, должно вызывать уважение.
Пьесы Островского нашли своё воплощение не только на театральных подмостках,
но и в кинематографе. В экранизации пьесы "Гроза" 1933 г. роль Катерины
блистательно сыграла Алла Тарасова. Одну из характерных ролей в этом фильме
играл известный актер Малого театра Михаил Жаров. (фрагмент
фильма)
Еще одна экранизация пьесы Островского - "Жестокий романс" режиссера
Э. Рязанова. Главную женскую роль Ларисы Огудаловой в ней исполнила
актриса Л. Гузеева,
Заслуживают внимания и мужские образы данной киноверсии "Бесприданницы":
созданный Н. Михалковым С.С. Паратов, А. Мягковым
- Карандышев прекрасно известны.
Постоянные театральные постановки пьес великого драматурга, экранизации российских
и зарубежных режиссеров, фестивали выставки, посвященные Островскому, еще раз
демонстрируют постоянный интерес современного человека к творчеству человека
XIX века. К творчеству великого, всегда актуального, русского драматурга Александра
Николаевича Островского.