Урок 4. "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Истоки бунта.
Теория Раскольникова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок можно начать со слов В. Шкловского: " Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления " . Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

1.Внешние: идеи, витающие в воздухе:
- взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;
- идеи Бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III " История Юлия Цезаря " о предназначении великой личности);
- тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;
- судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);


2. Внутренние:
- состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
- характер героя - сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Следует обратить внимание учащихся на:

  • говорящую фамилию героя;
  • часто повторяющееся по отношению к нему слово " болезненный ";
  • нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, " бредово " понятым героем (Наполеон - сострадание);
  • то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.
    Пронаблюдайте за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
Развитие идеи Состояние Раскольникова
Первая встреча с Аленой Ивановной Отвращение
Разговор в трактире студента и офицера
Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук
" Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения "

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее

Отвращение к старухе и " предприятию ". " И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? "
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым " уже некуда больше идти " , письмо матери, встреча с бедной девочкой на бульваре

Ужас. " Да разве то будет? "
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе Отвращение к убийству. " Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика ... Я ведь не вытерплю, не вытерплю! " " Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей " .
Кажущаяся свобода от идеи

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной
Час пробил

Эпизод: разговор Р.Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Вопросы для обсуждения:

1.Как расценить рассуждения Раскольникова относительно " твари дрожащей " и " право имеющих "?
2.Убедительны ли его идеи?
3.Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
4.Преступление как переступить через что?
5.Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
6.Если преступление - это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
7.Как сразу же в момент убийства развенчивается " гуманная " сущность его теории?


Вывод. Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. Поль Лафарг написал статью " Дарвинизм на французской сцене по поводу пьесы Альфонса Доде " Борьба за существование " . В пьесе - впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.