Урок 3. "Я - дитя века". История создания романа "униженные и оскорбленные".

 

Рисунки на рукописях, сделанные Ф.М. Достоевским (наброски образов Свидригайлова и Лужина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок можно начать словами М. Горького: " Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, - этот человек - Достоевский ".

Достоевский писал: " И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно! "

Вопросы для обсуждения:

  • Могло ли это случиться действительно?
  • Как вы понимаете слова " Я - дитя века "?
  • Какие " герои века " и " проблемы века " есть в романе? (Герои: обездоленные и " хозяева жизни " . Проблемы: Может ли существовать этот мир? Защита обездоленных. Гуманизм. Нравственное совершенствование) .
  • Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические, этические ).

Развитие замысла:

  1. "Еще на каторге думал о чем-то подобном".
  2. 1855 г. - " Роман мой называется " Пьяненькие " и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве " . Почему же не воплотился замысел?
  3. 2-я половина 1865 года - работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
  4. В конце 1865г. " Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова.
  5. 1866 г. - роман опубликован в журнале " Русский вестник " . Это год выстрела Дм. Каракозова. " Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно ".
  • Как в романе " Преступление и наказание " соединились предыдущие замыслы?
  • Как мог быть встречен роман, опубликованный в такое время?

Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.

Наблюдения над героями - слово защиты.

  1. Слово в защиту Мармеладова и его семьи:
    - Как он появляется в романе?
    - Какое впечатление вызывает у окружающих?
    - Как видит его Раскольников?
    - Внешность Мармеладова.
    - Речь Мармеладова.
    - Рассказ Мармеладова о своей семье.
    - Судьба Сонечки.
    - Как появляется в романе Екатерина Ивановна?
    - Рассказ о ее судьбе (прошлое).
    - Внешность Екатерины Ивановны.
    - Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.
    - Кто виноват в судьбе героев?
    Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, " забавник " , но внутренне трагичен; ему " некуда больше идти " ; Екатерина Ивановна - криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: "Уездили клячу! Надорвала-а-сь!

"Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна - это образ Сони.

- видео

2. Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:
- Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?
- Отношения между членами семьи.
- Рассказ о матери Раскольникова.
- Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.
- Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?
Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев - случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.

3.Слово в защиту детей.
- Почему самое страшное - это судьбы детей, искалеченные этим миром?
- На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
- Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?
- Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Вывод. Судьбы детей - это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей - это показатель состояния общества. Судьбы детей - это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?