Рисунки на рукописях, сделанные Ф.М. Достоевским
(наброски образов Свидригайлова и Лужина).
|
Урок можно начать словами М. Горького: " Должен был явиться человек,
который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил
бы эту страшную память, - этот человек - Достоевский ".
Достоевский писал: " И зачем я сочинил такую историю, так не идущую
в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать
преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне
все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно! "
Вопросы для обсуждения:
- Могло ли это случиться действительно?
- Как вы понимаете слова " Я - дитя века "?
- Какие " герои века " и " проблемы века " есть
в романе? (Герои: обездоленные и " хозяева жизни " . Проблемы:
Может ли существовать этот мир? Защита обездоленных. Гуманизм. Нравственное
совершенствование) .
- Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические,
этические ).
Развитие замысла:
- "Еще на каторге думал о чем-то подобном".
- 1855 г. - " Роман мой называется " Пьяненькие " и будет
связан с теперешним вопросом о пьянстве " . Почему же не воплотился
замысел?
- 2-я половина 1865 года - работа над произведением, которое назвал
психологическим отчетом одного преступления.
- В конце 1865г. " Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек,
и я начал все сызнова.
- 1866 г. - роман опубликован в журнале " Русский вестник "
. Это год выстрела Дм. Каракозова. " Петербург, за ним Москва,
а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении:
аресты, обыски и пытки идут беспрерывно ".
- Как в романе " Преступление и наказание " соединились предыдущие
замыслы?
- Как мог быть встречен роман, опубликованный в такое время?
Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т.
е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего
общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали
гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.
Наблюдения над героями - слово защиты.
- Слово в защиту Мармеладова и его семьи:
- Как он появляется в романе?
- Какое впечатление вызывает у окружающих?
- Как видит его Раскольников?
- Внешность Мармеладова.
- Речь Мармеладова.
- Рассказ Мармеладова о своей семье.
- Судьба Сонечки.
- Как появляется в романе Екатерина Ивановна?
- Рассказ о ее судьбе (прошлое).
- Внешность Екатерины Ивановны.
- Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.
- Кто виноват в судьбе героев?
Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне
смешон, " забавник " , но внутренне трагичен; ему " некуда
больше идти " ; Екатерина Ивановна - криклива, шумна, бывает несправедлива,
но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: "Уездили
клячу! Надорвала-а-сь!
"Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно
Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина
Ивановна - это образ Сони.
- видео
2. Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:
- Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?
- Отношения между членами семьи.
- Рассказ о матери Раскольникова.
- Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.
- Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?
Вывод. Высокие моральные и душевные качества
сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев - случайность. Жертвенность
героев, они готовы жертвовать собой ради других.
3.Слово в защиту детей.
- Почему самое страшное - это судьбы детей, искалеченные этим миром?
- На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба,
если бы не помощь Свидригайлова?
- Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой,
помогая детям?
- Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре
Раскольников?
Вывод. Судьбы детей - это страшное обвинение
миру зла и наживы. Судьбы детей - это показатель состояния общества.
Судьбы детей - это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?
|