Урок 2. "Город полусумасшедших". Петербург Ф.М. Достоевского.

Цель урока - показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.

 

 

 

 

Иллюстрация И. Глазунова.

 

 

 

 

 

Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным. Отсюда проблема - защитить человека от этого мира ).
Как же показан этот мир, символом которого является Петербург?
Работа проводится в группах:

1 группа. Образ Петербурга в " Медном всаднике " Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город - источник творчества, но развенчивает " державный град " - символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа - это город, несущий смерть.

2 группа. Образ Петербурга в " Невском проспекте " Н. В. Гоголя.

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. " Он лжет во всякое время, этот Невский проспект " . Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города - призрака.

3 группа. Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.

И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик.

4 группа. Образ Петербурга в романе " Преступление и наказание " . (Ч. 1, гл. 1, 2 - начало; ч. 2 гл. 2 - удар кнута; ч. 2, гл. 7 - смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 - смерть Екатерины Ивановны; ч. 1 гл. 4 - опозоренная девочка; ч. 1 гл. 6 - мечта о счастливом городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2 гл. 6) и картины В. Перова " Утопленница "

У Достоевского Петербург - это город контрастов: " униженных и оскорбленных " и " сильных мира сего " , это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает раскольников. Но это мечта, а город - это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным. Отсюда проблема - защитить человека от этого мира ).
Как же показан этот мир, символом которого является Петербург?
Работа проводится в группах:

1 группа. Образ Петербурга в " Медном всаднике " Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город - источник творчества, но развенчивает " державный град " - символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа - это город, несущий смерть.

2 группа. Образ Петербурга в " Невском проспекте " Н. В. Гоголя.

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. " Он лжет во всякое время, этот Невский проспект " . Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города - призрака.

3 группа. Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.

И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик.

4 группа. Образ Петербурга в романе " Преступление и наказание " . (Ч. 1, гл. 1, 2 - начало; ч. 2 гл. 2 - удар кнута; ч. 2, гл. 7 - смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 - смерть Екатерины Ивановны; ч. 1 гл. 4 - опозоренная девочка; ч. 1 гл. 6 - мечта о счастливом городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2 гл. 6) и картины В. Перова " Утопленница "

У Достоевского Петербург - это город контрастов: " униженных и оскорбленных " и " сильных мира сего " , это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает раскольников. Но это мечта, а город - это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.