Урок 6. " Вечная Сонечка " . Значение образа Сони в романе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В романе " Преступление и наказание " две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна - одна правда, другая ложна.

Соня Раскольников

Кроткая, добрая.
Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие.

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица.

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?


Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке.

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой - это оправдание его предчувствий.
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий. Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни.
Полуграмотна, плохо говорит, читает только " Евангелие ".
Образован, хорошо говорит, Свет разума заводит в тупик.

Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа.


В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя.

У нее есть смысл жизни: любовь, вера.

У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт.

Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4.

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Соня
Раскольников
переступили нравственные законы общества ради других
конкретных людей
абстрактного человечества
" убив себя "
" убив других "

Соня - нравственный ориентир автора.

Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4) .

Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи "проверяет Соню на прочность " . Он, убив старуху, совершает бунт, она, убив себя, приносит жертву. До каких пор " простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться "

Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

Раскольников - Соне:

  • Знаю " и про то, как вы в 6 часов пошли ".
  • " Катерина Ивановна ведь вас чуть не била ".
  • " А с вами что будет? "
  • " Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет ".
  • " А коли вы теперь заболеете ".
  • " Дети на улицу всей гурьбой пойдут ".
  • " С Полечкой, наверно, то же самое будет ".

Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - " ненасытимое страдание ", " всему страданию человеческому поклонился ", " юродивая " - святая.

В сцене чтения " Евангелия " два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.

Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).

Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.

Раскольников начинает с проверки своей теории:

Раскольников - Соне Соня - Раскольникову

" Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну "

" И кто меня тут судьей поставил? "

" Зачем только тебя-то я пришел мучить? "

" Ох, как вы мучаетесь! "
Признание. " Нет тебя несчастнее никого ".

Результат - слова Раскольникова: " Все вздор " , но в то же время: " Я в каторгу-то, может, и не хочу ".

Следует проанализировать и эту сцену со стороны лексики. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.