Урок 6. " Вечная Сонечка " . Значение образа Сони в романе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В романе " Преступление и наказание " две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна - одна правда, другая ложна.
Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4. Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
Соня - нравственный ориентир автора. Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4) . Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи "проверяет Соню на прочность " . Он, убив старуху, совершает бунт, она, убив себя, приносит жертву. До каких пор " простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться " Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель. Раскольников - Соне:
Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - " ненасытимое страдание ", " всему страданию человеческому поклонился ", " юродивая " - святая. В сцене чтения " Евангелия " два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Раскольников начинает с проверки своей теории:
Результат - слова Раскольникова: " Все вздор " , но в то же время: " Я в каторгу-то, может, и не хочу ". Следует проанализировать и эту сцену со стороны лексики. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность. |