Урок 1. " Человек, который весь борьба " . Слово о Достоевском |
|
|
Урок можно начать словами М. Горького: " Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру " . В центре урока - разговор о творческой манере художника. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например: 1. Мучения
Раскольникова перед " пробой " , его внутренние рассуждения.
Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя - внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе - это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое. С этих позиций идет обсуждение первого романа Достоевского " Бедные люди " (1845-1846 гг.) Чтение и комментирование нескольких писем. Как в них проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм автора? Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия " маленького человека " , показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать. Краткий рассказ учителя или сообщение ученика о деятельности Достоевского в обществе петрашевцев (Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского). Вопросы для обсуждения: 1. Почему был
закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев? Чтение отрывка из романа " Преступление и наказание " - о Раскольникове на каторге или из повести " Записки из мертвого дома " . Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге? " Мертвым домом " назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: " И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? " Ответом на этот вопрос станет роман " Преступление и наказание " - виновато общество, которое нужно изменить. Чтение заключительной страницы из романа " Преступление и наказание " или из " Братьев Карамазовых " даст ответ на вопросы: 1. Какой путь
изменения предлагает Достоевский? - Каково основное
направление его творчества? " Записки из мертвого дома " - 1861- 1862 гг. " Униженные и оскорбленные " - 1861 г. " Преступление и наказание " - 1866 г. " Идиот " - 1868 г. " Бесы " - 1870 г. Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности. |