Урок 1. " Человек, который весь борьба " . Слово о Достоевском

 

 

 

 

 

Урок можно начать словами М. Горького: " Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру " . В центре урока - разговор о творческой манере художника. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:

1. Мучения Раскольникова перед " пробой " , его внутренние рассуждения.
2. Поведение Раскольникова после убийства.
3. Поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны.
4. Встреча Раскольникова с Мармеладовым.
Вопрос для обсуждения в классе:
Что можно сказать о Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке по этим отрывкам?

Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя - внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе - это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

С этих позиций идет обсуждение первого романа Достоевского " Бедные люди " (1845-1846 гг.) Чтение и комментирование нескольких писем. Как в них проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм автора?

Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия " маленького человека " , показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.

Краткий рассказ учителя или сообщение ученика о деятельности Достоевского в обществе петрашевцев (Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского). Вопросы для обсуждения:

1. Почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев?
2. Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?
3. Почему роман " Бедные люди " можно считать первым шагом борьбы?
Сообщение об аресте петрашевцев. В 1849 году 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорены к смертной казни. " Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти " . 10 минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 году Достоевский возвращается в Петербург.

Чтение отрывка из романа " Преступление и наказание " - о Раскольникове на каторге или из повести " Записки из мертвого дома " . Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?

" Мертвым домом " назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: " И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? " Ответом на этот вопрос станет роман " Преступление и наказание " - виновато общество, которое нужно изменить.

Чтение заключительной страницы из романа " Преступление и наказание " или из " Братьев Карамазовых " даст ответ на вопросы:

1. Какой путь изменения предлагает Достоевский?
2. Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание " униженным и оскорбленным " . Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был - он Человек .)
Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите:

- Каково основное направление его творчества?
- Как оно меняется в 70 - 80 гг.?
" Бедные люди " - 1845- 1846 гг.

" Записки из мертвого дома " - 1861- 1862 гг.

" Униженные и оскорбленные " - 1861 г.

" Преступление и наказание " - 1866 г.

" Идиот " - 1868 г.

" Бесы " - 1870 г.

Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.