СТАНИСЛАВ Ф. РОСТОЦКИЙ
газета "ВРЕМЯ"на выставке
ЭТО ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ ИГРА
На Малой Грузинской прошла выставка московской арт-группы "Север".
Без малого месяц в помещении "Объединенной Международной Галереи" арт-группа
"Север" давала почтеннейшей публике возможность приобщиться к художественному
проекту под многозначительным названием "Преодоление интерцикличности". "Север"
(детище бессменных участников-основателей проекта Александра Лугина и Екатерины
Рыжиковой) существует в культурном пространстве вот уже десять лет и с завидной
последовательностью несет в массы идеи "новой архаики". Стрела, выпущенная
северным Лучником (ставшим символом "Преодоления"), отказывается лететь по
циклической спирали природного календаря - она направлена прямиком в
Бесконечность. Все эпохи существуют одновременно, здесь и сейчас. Поэтому
древние сакральные символы сочетаются в выступлениях "Севера" с эстетикой
урбанистического комикса, а былинные напевы - с последними достижениями
электронной музыки. Будто персонажи классических киносказок Птушко - Илья
Муромец, Марья Моревна, Кощей - негаданно очутились на выжженных атомным ветром
просторах фильмов о Безумном Максе. Синтез непривычный, но - никуда не деться -
впечатляющий. Попав в пространства "Севера", ощущаешь соприкосновение с
материями волнующими и тревожными. Примерно так же чувствует себя играющий в
мозаику карапуз, впервые в своей недолгой жизни отбросивший в сторону образец и
вдохновенно складывающий собственные узоры. И не так уж редко эти "бессмысленные
каракули" оказываются точным повторением древних рунических орнаментов.
Основой творческого метода "Севера" всегда являлся живой ритуал, магическая
мистерия (где бы она ни творилась - в степях Алтая, в алхимических лабиринтах
старой Праги, на крымском побережье или на рэйве в Москве), поэтому идея
статичной выставки поначалу казалась не самой удачной. Тем не менее акция без
труда вырвалась за рамки экспозиции в духе "руками не трогать" и обернулась
синтетической многожанровостью, форменным фестивалем "инородного" творчества.
Помимо представленных инсталляций, живописных работ, фотографий и костюмов, в
"Преодоление интерцикличности" включились поэты (Вилли Мельников, Павел Жагун),
видеохудожники (Роман Аникушин, Александр Новиков, Вадим Кошкин) и музыканты -
как представители "андерграунда внутри андерграунда", идейные эстетические
партизаны, так и коллективы достаточно известные. "Медуза 7", "Зима",
Cisfinitum, "Строфария", F.R.U.I.T.S. и другие демонстрировали свое мастерство
(в диапазоне от аккуратного "электро" до парализующего "нойза") в сопровождении
блистательного минималистского конферанса Алексея Борисова. Кружились диски,
сверкали стробоскопы, экстатически двигались фигуры в причудливых облачениях. В
воздухе ощущалось незримое движение. Пресловутая интерцикличность была
благополучно преодолена.
рубрика постмодерн Востока
Павел Власов
БОГЕМА ПРОТИВ НАТО
В предпасхальную неделю на Малой Грузинской, 28, в
Горкоме графиков, где
традиционно собирались независимые художники,
чтобы высказать свое отношение к
продажному истеблишменту, экспозиция
дружественной нам группы евразийского
авангарда "Север" закончилась коллективной
акцией "Богема против НАТО".
Люди из НАТО на представление не явились, зато
московская богема, по крайней
мере, самая вменяемая её часть, собралась дружно
и без опозданий, как собираются
добровольцы на призывной пункт. Вначале
выступали мастера нойз-коллажа
"CISFINITUM", потом гвоздь программы легендарная
группа "Fruits", шумовая
музыка Павла Жагуна и Алексея Борисова создавала
психоделический эффект
экзистенциальной тревоги и серьезности. Катя
Рыжикова изображала страдающую, но
побеждающую, валькирию индоевропейской
революции, танцуя на фоне экрана
общества зрелищ, из-за которого был слышен
взывающий к бдительности голос
Александра Дугина. Дугин говорил об
эсхатологическом, антипасхальном смысле
НАТОвских бомбардировок, о том, что мир
необратимо изменился после начала
агрессии, и теперь линия фронта проходит не
просто между армиями, государствами
и предвыборными блоками, но между различно
геополитически ориентированными
культурными сообществами - "галерея на
галерею, художник против художника".
Коллега знаменитых парраллельных
кинематографистов братьев Олейниковых Максим
Столповский продемонстрировал собравшимся свою
культовую ленту "Война в
Евразии". Кровавые мультфильмы,
галлюциногенные образы технотронных войн,
обезличенная явь открытой вовне плоти, новое
осознание потаенной жизни железных
механизмов…
Перформанс "Севера" в духе евразийского
пост-модерна сочетал синтетически то,
что традиционно не сочетается - философский
дискурс и авангардный балет,
16-миллимитровое кино параллельщиков и
агрессивное техно, светоинсталляции в
стиле дискотеки с традиционой живописью и
атрибутами атипичного магического
культа - руны, стрелы, прялки, свечи, весла и вилы...
Поиск нового центра, новой
пробужденной изнутри точки отсчета. Final countdawn.
Новая тотальность. Новая
линия фронта.
Аудитория представляла собой трогательное
единство панков, московской
художественной критики и слушателей Нового
Университета. Подозрительно
невнимание прессы, не желающей замечать ту часть
нашего искусства, которая
выбирает не абстрактный пацифизм по устаревшему
сценарию "мы всегда против
войны", а конкретную ответственную позицию
"мы всегда против атлантизма", даже
если это означает участие в войне. Аналогичная
акция прошла в Питере и там была
замечена телевидением, по всей видимости, в
северной столице пораженческая
пронатовская цензура действует не столь
эффективно, как в Москве. "Евразийское
Вторжение" рекомендует всем нашим,
сочувствующим и просто ненавидящим
садистский Запад, людям искусства провести
подобные мероприятия у себя в
регионах. Помните, что ваша активность может
стать важной поддержкой в
информационной войне, которую ведут нормальные
люди всего мира против
мондиалистского концлагеря, пользующегося нашим
бездействием как своим главным
ресурсом.
флаер
Начальник Чукотки
выступление А. Дугина и Е. Рыжиковой
Десять лет назад Катя Рыжикова и Саша Лугин создали своеобразный театр живого действа. Перформансы художников, основанные на архаичных обрядовых и знаковых элементах древних культур, постепенно обросли современной техноэстетикой. Результат этого соприкосновения можно увидеть на фактически первой выставке арт-группы "Север" "Преодоление Интерцикличности". В едином пространстве выставочного зала на Малой Грузинской гармонично соседствуют живопись и инсталляция, графика и видеоарт, фотография и артефакт. Экспозиционный проект, начавшийся в день арийского Нового года, закончится грандиозным действом в светлый день православной Пасхи. "Объединенная Международная Галерея". До 11 апреля