

|
Я занимаюсь самоцитированием. И это правильно. Кто, как
не я, любимая, могу с уверенностью сказать, что русский панк в своих самых
ярких проявлениях прошёл не просто рядом со мной, но очень рядом. Первый
концерт московской панк-группы «Чудо-Юдо», «шабаш под стенами Кремля»
сибирских панков «Инструкция по выживанию» и «БОМЖ», первый в Москве
концерт «Гражданской обороны» на фестивале СЫРОК, украинские панки,
архангелогородцы, липецкий «Наполеон Бонапарт», верхотурские «Водопады» и,
наконец, мой любимец Андрей Панов-Свинья, неоднократно приглашаемый мною в
разных комбинациях на маленькие и большие сейшена из Питера. Так что
панк-рок я знаю не понаслышке. И если сейчас меня тошнит от развлекающих
новорусскую шушеру коммерциализированных до безобразия «типа-панков»
группы «Ленинград» или группы «Хуй забей» на МТВ, то я имею на это полное
право. Сейчас в нашей стране нет панк-рока. Как нет и рока вообще. Есть
подблюдные шуты бандитской тусовки. И я не имею к этому говну никакого
отношения. Но, как профессиональный «остепененный» социолог, могу с
уверенностью сказать, что место альтернативной субкультуры не может
оставаться пустым надолго. Эту пустоту необходимо чем-то заполнить. И, как
мне кажется, в наше время тотального «членоположения» на национальную
культуру, это место вполне может занять фольклор. До него абсолютно никому
в стране нет дела. Нравятся псевдо-фольклорные тётки типа Бабкиной и
Кадышевой, ресторанные варианты «Балаган-лимитед» и «Иван Купала», а вот
аутентичный фолк, с его экзотикой причудливых ярких костюмов, рогатыми
кичками и цветастыми передниками, тряпичными бусами и бисерными
ожерелками, непонятными юдашкино-зайцевско-зверевским клиентам, с его
ложкарями и владимирскими рожками, звучащими пилами и ритм-секцией из
сапожного перестука, абсолютно чужды власть и деньги держащим. Вся эта
цветная и весёлая карусель песен и танцев, причитаний и частушек – ушли в
подполье попсовой культуры, на которую есть и деньги, и залы, и эфирное
время. А для андерграундного фолка нет ничего. Постепенно распадаются
фольклорные коллективы бывших союзных республик. Остаются «на плаву»
некоторые исключительно экспортные варианты «на выезд». Но ведь такие
коллективы не являются собирателями и хранителями традиционной народной
культуры. Для «показательных» ансамблей шьют наряды в престижных ателье, с
ними работают менеджеры, их программы формируются «на заказ» по
специальным шаблонам. Носители же исконной музыкальной и исполнительской
культуры растворяются без следа. И после них не остаётся ничего, ни
аудиозаписей, ни старинных костюмов, вывозимых в зарубежные коллекции или
выбрасываемых на помойку, забываются навыки изготовления народных
музыкальных инструментов, умение играть на них. Всё растворяется без
следа… уходит в почву … под землю… в андеграунд, одним словом. Вот я и
говорю: сейчас можно с уверенностью заявлять о том, что место
альтернативного рок-андерграунда занимает фолк-андерграунд. Именно поэтому
на 9-ю годовщину интернет-клуба СКРИН, известного места рунета, где вот
уже много лет поддерживается дух свободы и альтернативного
культурологического бытия, мы пригласили для выступления старейший
фольклорный коллектив Москвы – «Россияночку». Этому коллективу уже более
20 лет, они в своё время объехали весь мир, их репетиционная база
находится в ДК АЗЛК. И для нас, москвичей, можно уже не продолжать
объяснения всего того, что происходит с «Россияночкой» сейчас. Нет ни
профсоюзов, ни министерств, ни промышленности, ни АЗЛК. Ничего нет. Есть
только группа энтузиастов, которая продолжает поддерживать дух яркого и
самобытного фольклорного ансамбля. Они воспитывают детей в детском саду на
Каширке – это специальный детский сад с этнографическим уклоном, в котором
в декабре 2005 г. открылся этнографический музей. Из этих детишек к ним
приходят молодые ребята, любящие народные песни и танцы. Они бережно
относятся к своим старинным костюмам. Один из участников ансамбля Сергей
Глебушкин – крупнейший в стране коллекционер предметов деревенского быта и
народных костюмов российской глубинки. Какой праздник устроила
«Россияночка» на сцене в день празднования годовщины СКРИНа! Естественно,
их полуторачасовое выступление было бесплатным для выступающих и публики
отличного зала на 300 мест. Шла прямая трансляция в сеть. Наши гости в
зале, за кулисами и зрители из интернета говорили, что давно не
чувствовали такого подъёма и энергетики. Это был драйв хорошего
рок-концерта. Самый лучший комплимент, который мне доводилось услышать за
последнее время! Радует и обнадёживает то, что пустота альтернативной
субкультуры вроде бы начинает заполняться чем-то ярким и энергичным.
Возможно, свою роль в этом процессе сыграют и новые технологии. Во всяком
случае, мы приложим максимальные усилия к тому, чтобы молодёжь и «наша
публика» почувствовала, что мы рядом и поддерживаем, как всегда, всё новое
и непопсовое, что появляется в нашей альтернативной культуре.
Со СКРИНовским приветом! Ура!
Президент первого московского
Интернет-клуба СКРИН Комарова
Наталия. |


|