Я занимаюсь самоцитированием. И это правильно. Кто, как не я, любимая, могу с уверенностью сказать, что русский панк в своих самых ярких проявлениях прошёл не просто рядом со мной, но очень рядом. Первый концерт московской панк-группы «Чудо-Юдо», «шабаш под стенами Кремля» сибирских панков «Инструкция по выживанию» и «БОМЖ», первый в Москве концерт «Гражданской обороны» на фестивале СЫРОК, украинские панки, архангелогородцы, липецкий «Наполеон Бонапарт», верхотурские «Водопады» и, наконец, мой любимец Андрей Панов-Свинья, неоднократно приглашаемый мною в разных комбинациях на маленькие и большие сейшена из Питера. Так что панк-рок я знаю не понаслышке. И если сейчас меня тошнит от развлекающих новорусскую шушеру коммерциализированных до безобразия «типа-панков» группы «Ленинград» или группы «Хуй забей» на МТВ, то я имею на это полное право. Сейчас в нашей стране нет панк-рока. Как нет и рока вообще. Есть подблюдные шуты бандитской тусовки. И я не имею к этому говну никакого отношения. Но, как профессиональный «остепененный» социолог, могу с уверенностью сказать, что место альтернативной субкультуры не может оставаться пустым надолго. Эту пустоту необходимо чем-то заполнить. И, как мне кажется, в наше время тотального «членоположения» на национальную культуру, это место вполне может занять фольклор. До него абсолютно никому в стране нет дела. Нравятся псевдо-фольклорные тётки типа Бабкиной и Кадышевой, ресторанные варианты «Балаган-лимитед» и «Иван Купала», а вот аутентичный фолк, с его экзотикой причудливых ярких костюмов, рогатыми кичками и цветастыми передниками, тряпичными бусами и бисерными ожерелками, непонятными юдашкино-зайцевско-зверевским клиентам, с его ложкарями и владимирскими рожками, звучащими пилами и ритм-секцией из сапожного перестука, абсолютно чужды власть и деньги держащим. Вся эта цветная и весёлая карусель песен и танцев, причитаний и частушек – ушли в подполье попсовой культуры, на которую есть и деньги, и залы, и эфирное время. А для андерграундного фолка нет ничего. Постепенно распадаются фольклорные коллективы бывших союзных республик. Остаются «на плаву» некоторые исключительно экспортные варианты «на выезд». Но ведь такие коллективы не являются собирателями и хранителями традиционной народной культуры. Для «показательных» ансамблей шьют наряды в престижных ателье, с ними работают менеджеры, их программы формируются «на заказ» по специальным шаблонам. Носители же исконной музыкальной и исполнительской культуры растворяются без следа. И после них не остаётся ничего, ни аудиозаписей, ни старинных костюмов, вывозимых в зарубежные коллекции или выбрасываемых на помойку, забываются навыки изготовления народных музыкальных инструментов, умение играть на них. Всё растворяется без следа… уходит в почву … под землю… в андеграунд, одним словом. Вот я и говорю: сейчас можно с уверенностью заявлять о том, что место альтернативного рок-андерграунда занимает фолк-андерграунд. Именно поэтому на 9-ю годовщину интернет-клуба СКРИН, известного места рунета, где вот уже много лет поддерживается дух свободы и альтернативного культурологического бытия, мы пригласили для выступления старейший фольклорный коллектив Москвы – «Россияночку». Этому коллективу уже более 20 лет, они в своё время объехали весь мир, их репетиционная база находится в ДК АЗЛК. И для нас, москвичей, можно уже не продолжать объяснения всего того, что происходит с «Россияночкой» сейчас. Нет ни профсоюзов, ни министерств, ни промышленности, ни АЗЛК. Ничего нет. Есть только группа энтузиастов, которая продолжает поддерживать дух яркого и самобытного фольклорного ансамбля. Они воспитывают детей в детском саду на Каширке – это специальный детский сад с этнографическим уклоном, в котором в декабре 2005 г. открылся этнографический музей. Из этих детишек к ним приходят молодые ребята, любящие народные песни и танцы. Они бережно относятся к своим старинным костюмам. Один из участников ансамбля Сергей Глебушкин – крупнейший в стране коллекционер предметов деревенского быта и народных костюмов российской глубинки. Какой праздник устроила «Россияночка» на сцене в день празднования годовщины СКРИНа! Естественно, их полуторачасовое выступление было бесплатным для выступающих и публики отличного зала на 300 мест. Шла прямая трансляция в сеть. Наши гости в зале, за кулисами и зрители из интернета говорили, что давно не чувствовали такого подъёма и энергетики. Это был драйв хорошего рок-концерта. Самый лучший комплимент, который мне доводилось услышать за последнее время! Радует и обнадёживает то, что пустота альтернативной субкультуры вроде бы начинает заполняться чем-то ярким и энергичным. Возможно, свою роль в этом процессе сыграют и новые технологии. Во всяком случае, мы приложим максимальные усилия к тому, чтобы молодёжь и «наша публика» почувствовала, что мы рядом и поддерживаем, как всегда, всё новое и непопсовое, что появляется в нашей альтернативной культуре.
Со СКРИНовским приветом! Ура!

Президент первого московского Интернет-клуба СКРИН
Комарова Наталия.